Список альбомов:



Святитель Антоний, архиепископ Вологодский и Великопермский

Святитель Антоний, архиепископ Вологодский и Великопермский

 

На время деятельности Пермских епископов-священномучеников Питирима и Ионы, просветивших Крещением Великую Пермь, приходится расширение пределов Пермской епархии. Пространство ее составило самую обширную и богатую страну. Территорию этого края впоследствии занимали целых четыре губернии, причем самые крупные: Архангельская, Вологодская, Вятская и Пермская.

По повелению Великого князя Иоанна III в 1492 году к Пермской епархии была присоединена и Вологда с ее окрестностями.

В царствование Иоанна Грозного значение Вологды, как крупного, удобно расположенного и оживленного города заметно возросло. Включение ее в опричнину – «особый государев удел» – и заключение договора с Англией в 1555 году позволили Вологде стать одним из крупнейших торгово-промышленных центров России.

Хотя Усть-Вымь в продолжение почти столетия продолжала оставаться центром епархии, правящие архиереи Великой Перми все больше времени проводили в Вологде. Они стали именоваться Вологодскими и Великопермскими.

В XVI веке на территории Вологодской и Великопермской епархии было основано значительное число монастырей. Один из них, Свято-Троицкий Болдинский монастырь, расположенный в 15 верстах от Дорогобужа, в 1528 году основал преподобный Герасим Болдинский. Этот монастырь славился строгостью жизни своих иноков, среди которых было немало подвижников добродетели, истинных рабов Христовых.

Ближайшим учеником и пострижеником преподобного Герасима Болдинского († 1554 год) явился святитель Великопермский и Вологодский Антоний. Воспитан он был в духе благочестия и строгой монашеской жизни. После смерти Иосафата (Иосифа Краснописца), преемника святого Герасима, братия единогласно избрала Антония на его место в игумены.

В этом сане будущий Святитель управлял Дорогобужским монастырем в период с 1569 по 1585 год. При игумене Антонии в 1576 году было переписано завещание-устав основателя обители. В это же время он составил житие преподобного Герасима Болдинского.

После кончины в 1584 году епископа Варлаама I Вологодская и Великопермская архиерейская кафедра осталась пустующей. Собором Иерархов игумен Антоний был признан достойным занять ее. 11 октября 1586 года митрополитом Московским Дионисием отец Антоний был хиротонисан во епископа Вологодского и Великопермского. Хотя святительствовал Владыка только два года, «но и в это непродолжительное время он своей отеческой заботой о благе пасомых, тихостью нрава и кротостью обращения, нелицемерным правосудием, радушием и милосердием к бедным снискал у всех большую любовь и уважение».

В последний год жизни Святителя до него дошел слух о чудесном явлении неподалеку от Вологды поселянину Илариону иконы Божьей Матери и о последовавших затем чудесах и исцелениях. На место явления иконы для освидетельствования чуда епископ Антоний послал ключаря Софийского собора, священника Иоанна Емельянова. Восприняв явление святой иконы как знак особенного благоволения и Божьей милости, Святитель приказал на месте ее явления построить храм и устроить монастырь во славу и честь Богоматери – Владимирскую Заоникиеву пустынь.

Архиерейский двор в Вологде располагался на Ленивой площадке. Там же стояла главная в Вологде церковь Воскресения Христова, где был погребен предшественник преосвященного Антония епископ Вологодский и Великопермский Киприан († 1556 год).

В 1565, 1566 и 1568-1571 годах в Вологде жил Царь Иоанн IV Грозный. По его приказу в 1566 году заложили новый Кремль. Место для возведения Кремля было выбрано не в районе старого центра города, находившегося возле Ленивой площадки, а немного ниже по течению реки. В 1568 году в вологодском Кремле началось возведение Соборной Софийской церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. Близ нее для Епископа было построено деревянное подворье.

Иоанн Васильевич не случайно развернул строительство, а имел намерение в случае политической необходимости сделать Вологду второй опричной столицей. Построенный в Москве замок на Неглинной, Александровская слобода, куда переехал опричный двор, не казались Царю надежным убежищем на случай победы боярской оппозиции.

Царь лично наблюдал за строительством Вологодского Кремля. После завершения основных строительных работ в 1570 году Иоанн IV посетил Софийский собор. Но вскоре Государь покинул Вологду, после чего строительство, как Кремля, так и собора было приостановлено. Существует легенда, связанная с этим посещением:

«Неции же глаголют, егда совершена бысть оная церковь и великий государь вшед видети пространство ея, и будто нечто отторгнуся от свода и пад, повреди государя во главу. И того ради великий государь опечалихся и повеле церковь разобрать. Но чрез же некоторое прошение преклонися на милость, обаче многия годы церковь была не освящена».[1]

По другим сведениям, отшествие Иоанна Васильевича из Москвы было связано с нападением на Русь в 1571 году Крымского хана Давлет Гирея:

«Лета 7079, Майя в 5 день, прииде на Русь Крымский Хан и град Москву пожег, а Царь Государь Иван Васильевич был тогда на Вологде и помышляше в поморские страны; и того ради строены лодьи и другие суда многие к путному шествию; и тогда были Вологжанам великие налоги от строения града и судов.

Того же году был на Вологде мор велик, и того ради Великий Государь изволил идти в царствующий град Москву; и тогда Вологды града строение преста и доныне закосне. А Великий Государь Царь Иван Васильевич был на Вологде три лета и пять месяцев».

При епископе Вологодском и Великопермском Антонии строительство собора так и не было доведено до конца. Владыка, предвидя близость своей кончины, уже не надеялся дождаться освящения главного храма.

Между тем, после переноса Архиерейского двора от Воскресенской церкви на Ленивой площадки внутрь Кремля, отдаленность храма Божьего тяготила душу Святителя. Большая любовь к молитве и неутомимость в ней являлись основой его монашеского жития. В течение многих лет, привыкнув не пропускать ни одной церковной службы, теперь, приближаясь к кончине, Епископ особенно желал как можно чаще быть при богослужении и тем укреплять свою душу. Поэтому, не завершив устройство всего храма, он поспешил обустроить придельный храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, небесного покровителя Государя Иоанна Грозного. Этот храм к великой своей радости Епископ освятил 1 октября 1588 года. Тогда же им был перенесен с Ленивой площадки, из ветхого деревянного храма Воскресения Христова в Софийский собор гроб епископа Киприана, на то время единственного его предшественника, скончавшегося и погребенного в Вологде. Таким образом, гроб епископа Киприана оказался на первом месте от северных дверей храма. А самого святителя Антония вскоре погребли уже на втором, следующем за ним месте. Так епископ Антоний положил начало традиции захоронения в Софийском соборе правящих архиереев. К середине XIX века в соборе было уже двенадцать почитаемых архиерейских захоронений, помещенных в каменных склепах под полом собора.

Еще при жизни своего учителя, преподобного Герасима, святой Антоний был уже в летах совершенных и удостоен священного сана (что в тогдашнее время не могло быть ранее тридцатилетнего возраста). Следовательно, в год освящения храма Иоанна Крестителя ему было уже более 60 лет. Но в заботах о скорейшем устроении храма Епископ не обращал внимания на свое здоровье, забывал свою старость, казался бодрым и деятельным.

Вскоре же после освящения Иоанновского предела Святитель почувствовал в себе упадок сил. С каждым днем он становился все слабее и начал готовиться к смерти. Каждодневно Владыка ходил в новоосвященный храм ко всем церковным службам, а дома большую часть дня и ночи проводил в молитвах.

По прошествии недели, когда здоровье Епископа еще более расстроилось, и он сильно изнемог, «в субботу на Божественной литургии во свою подобную одежду оболкся» и всему священному собору провел службу, преподал свое архипастырское благословение священному собору, попросил у них прощение, поцеловал святые иконы и престол, приобщился Святых Христовых Таин и, пришедши в свою келью, возлег на одр, продолжая принимать и благословлять всех приходящих к нему. И так, с благословляющею рукою, почил о Господе. Тихая, мирная кончина Святителя последовала 26 октября 1588 года, в 5 часов утра. Смерть епископа Антония была для всех величайшей потерей и печалью.

Более трех недель тело Святителя не предавалось земле, пока для его погребения, по распоряжению Московского митрополита Иова, не прибыл из Ростова архиепископ Варлаам. Но и в столь продолжительное время честные останки нисколько не изменились и не подверглись тлению. Архиепископ Варлаам с настоятелями ближайших к Вологде монастырей и со всем городским духовенством с величайшей честью 18 ноября предал земле тело почившего Архипастыря в Вологодском Софийском соборе.

По молитвам к святителю Антонию у его гроба стали совершаться чудеса и исцеления от недугов. В рукописной книге «Житие вологодских чудотворцев», хранившейся в соборе, сказано, что «от честного его гроба верные исцеления приемлют и доныне, всяким недугом одержимые, молитвами Святителя».

Время канонизации и составления тропаря и кондака епископу Вологодскому и Великопермскому Антонию неизвестно. Святитель Антоний упоминается в «Описании о российских святых». В 1841 году имя преосвященного Антония было включено в Собор Вологодских святых, установленный по благословению епископа Вологодского Иннокентия (Борисова).

9 сентября 1998 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II были обретены мощи Святителя Антония и 26 сентября перенесены из Софийского собора в храм Святителя Николая во Владычной слободе Вологды.

День памяти совершается 26 октября / 8 ноября; в 3-ю неделю по Пятидесятнице – в Соборе Вологодских святых и в неделю перед праздником Смоленской иконы Божией Матери – в Соборе Смоленских святых.



[1] Иван Слободской, «Летописец», 1716 год.