Святители Герасим, Питирим и Иона, епископы Великопермские, Устьвымские
Святители Герасим, Питирим и Иона были – один за другим – преемниками просветителя Перми святителя Стефана, первого епископа Великопермского. Время святительских подвигов Герасима, Питирима и Ионы – XV столетие.
Епископ Герасим был поставлен на Пермскую кафедру вслед за преемником святого Стефана епископом Исаакием, удалившимся на покой после своего участия в Московском Соборе в марте 1416 года.
Время управления святого Герасима было в высшей степени трудное. Новообращенные зыряне нуждались в неослабном попечении Святителя, легко теряли веру под настойчивым воздействием сильных языческих соседей, особенно вогуличей. Северо-восточная окраина Руси в то время мало защищалась отдаленным московским правительством от набегов полудиких племен и новгородской и вятской вольницы.
Откуда был родом блаженный Герасим, когда именно поставлен во епископа и когда прибыл в свою епархию, неизвестно. Древнее местное предание повествует только, что он был святой жизни, с ревностью очищал от плевел ниву Христову и старался глубже вкоренить в сердцах паствы православную веру, не жалея ни сил, ни здоровья. И Господь благословил деятельность ревностного пастыря великим успехом.
Митрополит Фотий в 1429 году писал: «Отринув заблуждение и мрак, страна Пермская православно и чисто служит ныне христианскую службу». Успешной деятельности святителя Герасима отчасти благоприятствовали возникшие нестроения у врагов его паствы, диких вогуличей; но когда Асыка, один из вогуличских вождей, победил своих соперников, Пермская земля почти пятьдесят лет терпела нападения от этих страшных соседей. Одновременно с тем нижне-вычегодские поселения грабили новгородцы, а вятчане нападали на живших по Лузе и Сысоле.
Святой Герасим ездил на Московские Соборы 1438 и 1441 годах для участия в разрешении церковных дел. Без сомнения, в этих поездках он ходатайствовал перед Великим князем за свою паству и просил ей помощи, милостей и льгот. Ободряемый сочувствием и помощью, ревностный пастырь еще более усилил свою попечительность о епархии.
Но набеги на Пермские земли продолжались. Жители, спасаясь от врагов, прятались в лесах. Епископ не переставал всех успокаивать и помогать, странствуя по Перми из конца в конец. Новгородцы и вятчане, тронутые его просьбами и увещаниями, возвращали зырянам отнятое у них имущество и даже давали свои пожертвования на пермские храмы и монастыри. Сами свирепые вогуличи уступали просьбам и увещаниям маститого старца и заступника за обиженных и прекращали свои набеги. Они как будто смягчались под влиянием проповеди епископа Герасима. Но во время очередного объезда епархии в 1441 году Святитель был убит слугой-вогулом. По сказанию, отраженному в «Иконописном подлиннике», он был «удушен от своих домочадец» собственным омофором. Это злодейство послушник-вогул совершил под воздействием своих некрещеных сородичей – вогулов, которые не желали отступать от языческих верований.
Святитель Герасим был погребен в кафедральном соборе первых епископов Пермских, впоследствии – Благовещенская церковь села Усть-Вымь, расположенного к северо-востоку от города Яренска, на реке Вычегде.
Празднование памяти священномученика епископа Великопермского Герасима установлено в 1607 году и совершается 24 января / 6 февраля.
Преемником святителя Герасима на Пермской кафедре был избран архимандрит Чудова монастыря Питирим, человек благочестивый и просвещенный, приближенный к великокняжескому двору.
Епископ Питирим был родом из Ярославля. С юных лет он принял иноческое пострижение и проходил путь подвижничества под руководством старца Кирилла. Будучи архимандритом Московского Чудова монастыря, святой Питирим в 1440 году крестил Иоанна III, сына Великого князя Василия Темного. Позже он стал известен как составитель канона святителю Алексию, Митрополиту Московскому и собиратель сведений о его житии.
Прибыв на Пермскую кафедру, святитель Питирим всецело посвятил себя духовному устроению своей паствы и со всем расположением предался долгу учительства. На далекой окраине появились духовные книги, привезенные святым Питиримом. Часто, обозревая пределы обширной епархии и посещая отдаленные ее части – Удору и Печору, он с любовью заботился о просвещении пермичей. Епископ поучал в домах, проповедовал в храмах, а чаще всего беседовал с народом на открытом воздухе, объясняя правила веры и христианского благочестия. Действие его проповеди было настолько сильно, что даже вогуличи, жившие в притоках Печоры в соседстве с зырянами, приняли христианскую веру. Зыряне вздохнули свободно, получив надежду, что новообращенные вогуличи станут удерживать оставшихся язычниками своих единоплеменников от жестоких нападений.
Однако предводитель вогулов Асыка, пользуясь княжескими раздорами и удаленностью кафедры от столицы, разорял христианские селения и убивал беззащитный народ. Новгородские владельцы земель на реках Выге и Двине, терпевшие убытки от беспрестанного разбоя, в 1445 году пошли против вогулов и взяли Асыку в плен. Коварный язычник клялся в дружественном отношении к Перми и обещал не тревожить более христиан. Отпущенный на свободу, Асыка стал выжидать удобный момент, чтобы напасть на Усть-Вымь, с целью убить святителя Питирима, которому приписывал свое поражение от новгородцев.
За это время святитель Питирим дважды был в Москве: в 1447 году для составления соборного послания князю Димитрию Шемяке, изменившему клятвенным договорам (предполагают, что составителем грамоты был святитель Питирим), и в 1448 году при поставлении на Московскую митрополию святителя Ионы. Пользуясь отсутствием Святителя, Асыка снова стал нападать на ближайшие к Печоре зырянские поселения, убивая и грабя жителей.
Но Святитель неустанно продолжал собирать свою паству и утверждать ее в христианской вере. Не только зыряне, но и вогулы, кочевавшие по притокам Печоры, убедились в истине проповеди святителя Питирима и начали принимать Крещение. Озлобленный этим, Асыка совершил новое злодеяние. 19 августа / 1 сентября 1455 года он убил святителя Питирима, когда тот совершал освящение воды на мысе, образуемом слиянием рек Ваги и Вычегды. Сорок дней, пока не был получен ответ из Москвы, тело святого Питирима оставалось в срубе, сооруженном на месте мученической кончины, но, несмотря на знойный август, тление не коснулось его. На поклонение к Епископу сходились жители ближних и дальних селений, и многие получали благодатную помощь.
Святитель был погребен в Усть-Вымском кафедральном Благовещенском соборе возле своего предшественника, святителя Герасима.
Празднование памяти священномученика епископа Великопермского Питирима установлено в 1522 году и совершается 19 августа / 1 сентября.
Святитель Иона был пятым епископом Пермским.
Вскоре после убиения отрядом вогульского князя Асыки святителя Питирима Митрополит Московский и всея Руси Иона рукоположил соименного ему благочестивого инока в епископский сан. В 1455 году епископ Иона прибыл в Усть-Вымь.
Принимая кафедру, обагренную кровью двух Пермских епископов, святитель Иона безусловно понимал, какие трудности он встретит на своем архипастырском поприще. Но Великий князь Василий Темный еще в Москве обещал Святителю защиту и покровительство. Присланная им сильная московская рать за 1458-1459 годы установила в Пермских пределах относительное спокойствие, усмирив вятскую вольницу, принимавшую участие в грабежах поселений зырян и убийстве святителя Питирима. В случае же набегов полудиких племен вогулов Новгород и Устюг были обязаны по первому требованию Пермского епископа оказывать ему военную помощь.
Заручившись такой поддержкой, святитель Иона смог все свои силы направить на укрепление Пермской епархии. Делом жизни Святителя стало дальнейшее просвещение упорно державшихся языческих верований небольших, но очень воинственных народностей Великой Перми – остяков и вогулов. Являясь соседями уже крестившихся зырян, они продолжали врываться в их поселения, грабя и принуждая жителей отказываться от истинной веры.
Подобно первосвятителю Пермскому Стефану, святитель Иона встретил на своем пути немало лишений, опасностей и гонений. Неутомимо боролся он с влиянием на простодушный народ волхвов и жрецов, поклонявшихся языческому истукану – «Золотой бабе».
В 1462 году епископ Иона был вызван на прения о вере, которые проходили в Уросе, владении пермских языческих князьков. Одержав убедительную победу над главными пермскими волхвами, Святитель сумел зажечь светом Христовой истины сердце одного из наиболее влиятельных в тех местах князя (по некоторым сведениям, сына того самого Асыки, от руки которого принял кончину святитель Питирим).
С помощью этого князя, нареченного во Святом Крещении Михаилом, епископ Иона приступил к искоренению языческих кумирниц и идолов. За 1462-1463 годы Святитель окончательно обратил в христианство народы Великой Перми, которую он, по выражению летописца, «добавне крести», то есть, крестил окончательно.
На местах идольских капищ, куда народ привык стекаться для жертвоприношений, святитель строил храмы и открывал при них школы для обучения детей. Из Устъ-Выми им были вызваны опытные, знавшие местные обычаи священники, способные продолжить дело просвещения новообращенной паствы. Деятельную помощь Пермскому епископу оказали иноки Троицкой Печорской пустыни. Долгое время они выполняли обязанности приходских священников для христиан, живших на реке Печоре. В главном поселении Перми – Великой Чердыни, епископ Иона основал монастырь во имя святого апостола Иоанна Богослова, на устройство которого так же, как и на строительство храмов, щедрые пожертвования делали жители Устюга и Новгорода.
В 1468 году Пермские земли подверглись набегу казанских татар. Святитель Иона, не щадя своих сил, старался помочь пострадавшим пермячам.
Успешная архипастырская деятельность святителя Ионы укрепила его авторитет среди иерархов Русской Православной Церкви. В 1459 году он был призван в Москву, где принял участие в Соборе, в частности, в составлении послания литовским епископам о хранении верности Православию.
За несколько лет до блаженной кончины, предчувствуя ее близость, святитель Иона стремился побывать в каждом, даже самом отдаленном уголке своей епархии, чтобы словом назидания укрепить новообращенных в христианской вере, предостеречь их от опасности возвращения к языческим привычкам и обычаям.
Пятнадцать лет длилось святительское служение епископа Ионы в Пермской земле. 6 / 19 июня 1470 года он мирно отошел ко Господу.
По свидетельству летописца, «положено бысть святое тело его на Усть-Выми, в его епископии, близ мощей святых в церкви (Благовещения Пресвятой Богородицы), по левую сторону Герасима и Питирима, епископов Усть-Вымских, чудотворцев, идеже все три вкупе почивают и чудеса творят, и исцеления различные подают с верою приходящим».
Празднование памяти святителя Ионы Великопермского совершается 6 / 19 июня.
Общая память трем святителям (кроме памяти, совершаемой в день кончины каждого) установлена 29 января / 11 февраля 1607 года Соборным определением при Святейшем Патриархе Гермогене и Царе Василии Иоанновиче Шуйском.