Список альбомов:



Святители Герасим, Петерим, Пермский

Святители Герасим, Питирим и Иона, епископы Великопермские, Устьвымские

 

Святители Герасим, Питирим и Иона были – один за другим – преемниками просветителя Перми святителя Стефана, первого епископа Великопермского. Время святительских подвигов Герасима, Питирима и Ионы – XV столетие.

Епископ Герасим был поставлен на Пермскую кафедру вслед за преемником святого Стефана епископом Исаакием, удалившимся на покой после своего участия в Московском Соборе в марте 1416 года.

Время управления святого Герасима было в высшей степени трудное. Новооб­ра­щенные зыряне нуждались в неослабном попечении Святителя, легко теряли веру под настойчивым воздействием сильных языческих соседей, особенно во­гу­личей. Северо-восточная окраина Руси в то время мало защищалась отда­лен­ным москов­ским правительством от набегов полудиких племен и новгородской и вятской вольницы.

Откуда был родом блаженный Герасим, когда именно поставлен во епископа и когда прибыл в свою епархию, неизвестно. Древнее мест­ное предание повествует только, что он был святой жизни, с ревностью очищал от плевел ниву Христову и старался глубже вкоренить в сердцах паствы право­славную веру, не жалея ни сил, ни здоровья. И Господь благословил деятельность ревностного пастыря великим успехом.

Митрополит Фотий в 1429 году писал: «Отринув заблуждение и мрак, страна Пермская православно и чисто служит ныне христианскую службу». Успешной деятельности святителя Герасима отчасти благоприятствовали возникшие нестроения у врагов его паствы, диких вогуличей; но когда Асыка, один из вогуличских вождей, победил своих соперников, Пермская земля почти пятьдесят лет терпела нападения от этих страшных соседей. Одновременно с тем нижне-вычегодские поселения грабили новгородцы, а вятчане нападали на жив­ших по Лузе и Сысоле.

Святой Герасим ездил на Московские Соборы 1438 и 1441 годах для участия в разрешении церковных дел. Без сомнения, в этих поездках он ходатайствовал перед Ве­ли­ким князем за свою паству и просил ей помощи, милостей и льгот. Ободря­емый сочувствием и помощью, ревностный пастырь еще более усилил свою по­пе­чительность о епархии.

Но набеги на Пермские земли продолжались. Жители, спасаясь от врагов, прятались в лесах. Епископ не переставал всех успокаивать и помогать, странствуя по Перми из конца в конец. Новгородцы и вятчане, тронутые его просьбами и увещаниями, возвращали зырянам отнятое у них имущество и даже давали свои пожерт­вования на пермские храмы и монастыри. Сами свирепые вогуличи уступа­ли просьбам и увещаниям маститого старца и заступника за обиженных и пре­кра­щали свои набеги. Они как будто смягчались под влиянием проповеди епископа Герасима. Но во время очередного объезда епархии в 1441 году Святитель был убит слугой-вогулом. По сказанию, отраженному в «Иконописном подлиннике», он был «удушен от своих домочадец» собственным омофором. Это злодейство послушник-вогул совершил под воздействием своих некрещеных сородичей – вогулов, которые не желали отступать от языческих верований.

Святитель Герасим был погребен в кафедральном соборе первых епископов Пермских, впоследствии – Благовещенская церковь села Усть-Вымь, расположенного к северо-востоку от города Яренска, на реке Вычегде.

Празднование памяти священномученика епископа Великопермского Герасима установлено в 1607 году и совершается 24 января / 6 февраля.

 

Преемником святителя Герасима на Пермской кафедре был избран архимандрит Чудова монастыря Питирим, человек благочестивый и просвещенный, приближенный к великокняжескому двору.

Епископ Питирим был родом из Ярославля. С юных лет он принял иноческое пострижение и проходил путь подвижничества под руководством старца Кирилла. Будучи архимандритом Московского Чудова монастыря, святой Пити­рим в 1440 году крестил Иоанна III, сына Великого князя Василия Темного. Позже он стал известен как составитель канона святителю Алексию, Митрополиту Московскому и собиратель сведений о его житии.

Прибыв на Пермскую кафедру, святитель Питирим всецело посвятил себя духовному устроению своей паствы и со всем рас­положением предался долгу учительства. На далекой окраине появились духовные книги, привезенные святым Питиримом. Часто, обозревая пределы об­ширной епархии и посещая отдаленные ее части – Удору и Печору, он с любовью заботился о просвещении пермичей. Епископ поучал в домах, проповедовал в храмах, а чаще всего беседовал с народом на открытом воздухе, объясняя правила веры и христианского благочестия. Действие его проповеди было настоль­ко сильно, что даже вогуличи, жившие в притоках Печоры в соседстве с зырянами, приняли христианскую веру. Зыряне вздохнули свободно, полу­чив надежду, что новообращенные вогуличи станут удерживать оставшихся языч­никами своих единоплеменников от жес­токих нападений.

Однако предводитель вогулов Асыка, пользуясь княжескими раздорами и удаленностью кафедры от столицы, разорял христианские селения и убивал беззащитный народ. Новгородские владельцы земель на реках Выге и Двине, терпевшие убытки от беспрестанного разбоя, в 1445 году пошли против вогулов и взяли Асыку в плен. Коварный язычник клялся в дружественном отношении к Перми и обещал не тревожить более христиан. Отпущенный на свободу, Асыка стал выжидать удобный момент, чтобы напасть на Усть-Вымь, с целью убить святителя Питирима, которому приписывал свое поражение от новгородцев.

За это время святитель Питирим дважды был в Москве: в 1447 году для составления соборного послания князю Димитрию Шемяке, изменившему клятвенным договорам (предполагают, что составителем грамоты был святитель Питирим), и в 1448 году при поставлении на Московскую митрополию святителя Ионы. Пользуясь отсутствием Святителя, Асыка снова стал нападать на ближайшие к Печоре зырянские поселения, убивая и грабя жителей.

Но Святитель неустанно продолжал собирать свою паству и утверждать ее в христианской вере. Не только зыряне, но и вогулы, кочевавшие по притокам Печоры, убедились в истине проповеди святителя Питирима и начали принимать Крещение. Озлобленный этим, Асыка совершил новое злодеяние. 19 августа / 1 сентября 1455 года он убил святителя Питирима, когда тот совершал освящение воды на мысе, образуемом слиянием рек Ваги и Вычегды. Сорок дней, пока не был получен ответ из Москвы, тело святого Питирима оставалось в срубе, сооруженном на месте мученической кончины, но, несмотря на знойный август, тление не коснулось его. На поклонение к Епископу сходились жители ближних и дальних селений, и многие получали благодатную помощь.

Святитель был погребен в Усть-Вымском кафедральном Благовещенском соборе возле своего предшественника, святителя Герасима.

Празднование памяти священномученика епископа Великопермского Питирима установлено в 1522 году и совершается 19 августа / 1 сентября.

 

Святитель Иона был пятым епископом Пермским.

Вскоре после убиения отрядом вогульского князя Асыки святителя Питирима Мит­рополит Московский и всея Руси Иона рукоположил соименного ему благочестивого инока в епис­копский сан. В 1455 году епископ Иона прибыл в Усть-Вымь.

Принимая кафедру, обагренную кровью двух Пермских епископов, святитель Иона безусловно понимал, какие трудности он встретит на своем архипастыр­ском поприще. Но Великий князь Василий Темный еще в Москве обещал Святителю защиту и покровительство. Прис­ланная им сильная московская рать за 1458-1459 годы установила в Пермских пре­делах относительное спокойствие, усмирив вятскую вольницу, при­нимавшую участие в грабежах поселений зырян и убийстве святителя Пити­рима. В случае же набегов полудиких племен вогулов Новгород и Устюг были обязаны по первому требованию Пермского епископа оказывать ему военную помощь.

Заручившись такой поддержкой, святитель Иона смог все свои силы напра­вить на укрепление Пермской епархии. Делом жизни Святителя стало даль­нейшее просвещение упорно державшихся языческих верований небольших, но очень воинственных народностей Великой Перми – остяков и вогулов. Яв­ляясь соседями уже крестившихся зырян, они продолжали врываться в их поселения, грабя и принуждая жите­лей отказываться от истинной веры.

Подобно первосвятителю Пермскому Стефану, святитель Иона встретил на своем пути немало лишений, опасностей и гонений. Неутомимо боролся он с влиянием на простодушный народ волхвов и жрецов, поклонявшихся язы­ческому истукану – «Золотой бабе».

В 1462 году епископ Иона был вызван на прения о вере, которые проходили в Уросе, владении пермских языческих князьков. Одержав убедительную победу над глав­ными пермскими волхвами, Святитель сумел зажечь светом Христовой истины сердце одного из наиболее влиятельных в тех местах князя (по неко­торым сведениям, сына того самого Асыки, от руки которого принял кончину святитель Питирим).

С помощью этого князя, нареченного во Святом Крещении Михаилом, епис­коп Иона приступил к искоренению языческих кумирниц и идолов. За 1462-1463 годы Святитель окончательно обратил в хрис­тианство народы Великой Перми, которую он, по выражению летописца, «добавне крести», то есть, крестил окончательно.

На местах идольских капищ, куда народ привык стекаться для жертвоприно­шений, святитель строил храмы и открывал при них школы для обучения детей. Из Устъ-Выми им были вызваны опытные, знавшие местные обычаи свя­щен­ники, способ­ные продолжить дело просвещения новообращенной паствы. Деятельную помощь Пермскому епископу оказали иноки Троицкой Печорской пустыни. Долгое время они выполняли обязанности приходских священников для христиан, живших на реке Печоре. В главном поселении Перми – Великой Чердыни, епис­коп Иона основал монастырь во имя святого апостола Иоанна Богослова, на устройство которого так же, как и на строительство храмов, щедрые пожерт­во­ва­ния делали жители Устюга и Новгорода.

В 1468 году Пермские земли подверглись набегу казанских татар. Святи­тель Иона, не щадя своих сил, старался помочь пострадавшим пермячам.

Успешная архипастырская деятельность святителя Ионы укрепила его авто­ритет среди иерархов Русской Православной Церкви. В 1459 году он был призван в Москву, где принял участие в Соборе, в частности, в составлении послания литовским епископам о хранении верности Православию.

За несколько лет до блаженной кончины, предчувствуя ее близость, святитель Иона стремился побывать в каждом, даже самом отдаленном уголке своей епар­хии, чтобы словом назидания укрепить новообращенных в христианской вере, предостеречь их от опасности возвращения к языческим привычкам и обычаям.

Пятнадцать лет длилось святительское служение епископа Ионы в Пермской земле. 6 / 19 июня 1470 года он мирно отошел ко Господу.

По свидетельству летописца, «положено бысть святое тело его на Усть-Выми, в его епископии, близ мощей святых в церкви (Благовещения Пресвятой Бого­родицы), по левую сторону Герасима и Питирима, епископов Усть-Вымских, чудотворцев, идеже все три вкупе почивают и чудеса творят, и исцеления раз­лич­ные подают с верою приходящим».

Празднование памяти святителя Ионы Великопермского совершается 6 / 19 июня.

Общая память трем святителям (кро­ме памяти, совершаемой в день кончины каждого) установлена 29 января / 11 февраля 1607 года Соборным определением при Святейшем Патриархе Гермогене и Царе Ва­силии Иоанновиче Шуйском.