Список альбомов:



Святитель Маркелл, архиепископ Вологодский и Великопермский

Святитель Маркелл, архиепископ Вологодский и Великопермский

 

О происхождении святителя Маркелла, архиепископа Вологодского и Великопермского ничего неизвестно: откуда родом, кто его родители, также неизвестно его мирское имя. Не дошли до нас сведения о начале его иноческого пути: когда пришел он на Соловецкие острова, в обитель преподобных Зосимы, Савватия и Германа, и в каких первоначально подвизался послушаниях. Известно же о нем следующее.

Однажды, при игумене соловецком Варфоломее,[1] инок Маркелл проходил некое послушание вне монастыря. В одну ночь видит он во сне, будто находится в Соловецкой обители, в церкви Преображения Господня. Сотворив молитву, он стал у западной стены храма. И вот, видит перед Царскими вратами лестницу, одним концом касающуюся земли, а другим – уходящую под самый купол. И по этой лестнице сходит преподобный игумен Иринарх[2] и становится пред Царскими вратами. И тут вдруг видит Маркелл стоящего возле игуменского места игумена Варфоломея. Иринарх, взглянув на Варфоломея, подошел к нему, взял посох из его руки и сказал ему со властию: «Довольно ти есть, брате! Несть бо сие твое дело». Затем взглянул на Маркелла, с удивлением наблюдавшего за происходящим, и обратился к нему: «Приближися семо, Маркелле! И возьми посох сей». Тот с поспешностью подошел к Иринарху, поклонился ему до земли, и преподобный вручил ему посох и благословил его. Маркелл, приняв посох, снова поклонился и отошел на свое место. Воспрянув от сна, он удивился виденному и сказал в себе: «Что убо будет сие?»

По прошествии же немногого времени повелением Государя Михаила Феодоровича игумен Варфоломей был отставлен от управления монастырем, а через год соловецким игуменом был поставлен избранный монастырской братией «достойнейший иеромонах Маркелл».

В те времена, после кончины Святейшего Патриарха Иоасафа,[3] который также был соловецким пострижеником, Русская Церковь более года оставалась без Первосвятителя. В 1642 году по зову Государя явились в Москву для избрания Патриарха «три митрополита, два архиепископа, один епископ и множество архимандритов, игуменов, протопопов и священников». Игумен Маркелл тоже был вызван в Москву и состоял в числе шести кандидатов на Патриарший престол. Но жребий Патриаршества пал на архимандрита Симонова монастыря Иосифа, который и возглавлял Русскую Церковь в течение последующих десяти лет. А игумен Маркелл продолжал управлять Соловецкой обителью.

На пятом году своего настоятельства в Соловецком монастыре игумен Маркелл был вновь вызван в Москву и там 16 января 1645 года рукоположен во епископа Вологодского и Великопермского с возведением в сан архиепископа.

Как известно, Пермская епархия с центром в Усть-Выми была основана в 1383 году. В феврале 1492 года повелением Великого князя Иоанна III к ней присоединена Вологда, входившая до этого в состав Новгородской архиепископии, и епархия стала называться Великопермской и Вологодской. Центром ее по-прежнему оставалась Усть-Вымь. При учреждении в России Патриаршества в 1589 году Собор утвердил перенос кафедры в Вологду и положил «быть в Вологде архиепископии, и архиепископу оныя считаться первым между Российскими архиепископами». Епархия стала именоваться Вологодской и Великопермской.

Святитель Вологодский и Великопермский Маркелл, как великий ревнитель благочестия и достойный служитель Церкви, был высоко ценим и Российскими Государями. Он нередко приглашался к Царскому двору в числе других иерархов для участия в решении важнейших церковно-государственных вопросов.

Об этом, в частности, свидетельствуют следующие события. В 1649 году, 4 сентября, в Новоезерском Кириллове монастыре было начато строительство нового каменного соборного храма Воскресения Христова. Под фундамент храма копали рвы в том месте, где находилась гробница преподобного Кирила Новоезерского. И тогда «обрели гроб цел, ничем не вредим …а чюдотворец Кирил Белый погребен тому сто семнатцать лет». Монастырская братия возвестила о происшедшем Царю Алексею Михайловичу.

Государь и Святейший Патриарх повелели архиепископу Вологодскому и Великопермскому Маркеллу ехать в Новоезерский монастырь для освидетельствования мощей преподобного Кирилла. Получив 15 октября Царскую и Патриаршию грамоты, святитель Маркелл отправился в путь.

7 ноября Владыка прибыл в Новоезерский монастырь, «и велел при себе чюдотворца Кирила с гроба землю очистити и тот гроб роскрыти и мощей и одежд досмотрети; и досмотря, перенесли в деревянную церковь Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».

Мощи преподобного Кирилла Новоезерского были не единственными, в судьбе которых принял участие благочестивый Архипастырь. По благословению архиепископа Маркелла 10 июня 1650 года в Преображенском Спасо-Каменном монастыре, что на Каменном острове Кубенского озера, в 47 верстах от Вологды, было совершено переложение мощей Благоверного князя Иоасафа Каменского. Мощи были переложены в гробницу, «устроенную в соборной каменной Преображенской церкви у южных врат».

За полгода до переложения мощей преподобного Иоасафа, в ноябре 1649 года, на обратном пути из Новоезерского монастыря, архиепископ Маркелл побывал в Спасо-Каменной обители. Принять же участие в торжестве переложения мощей он не смог, поскольку «мая 22 дня по Государеву указу, а по своему обещанью… поехал на Усть-Вым, Пермским чюдотворцем помолитись».

Паломничество Архиепископа к мощам трех Пермских святителей – Герасима, Питирима и Ионы – продолжалось до июля. Путешествие было водою совершено, на дощанике.[4]

Следствием того же благочестивого обета, который побудил архиепископа Маркелла к описанному путешествию, было построение в 1649-1653 годах в вологодском архиерейском дворе над Святыми вратами деревянной церкви во имя трех Пермских святителей.[5]

Через три месяца после переложения мощей преподобного Иоасафа Каменского, и в самый день его памяти – 10 сентября 1650 года, архиепископ Маркелл предпринял путешествие в Москву, куда архиереи обыкновенно вызывались на целый год для служения и участия в соборных совещаниях.

В 1652 году архиепископ Маркелл принимал участие в торжествах общерусского масштаба – перенесении с Соловков в Москву честных мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, бывшего игумена Соловецкого.

Между тем, после преставления 15 апреля 1652 года Патриарха Иосифа необходимо было выбирать нового Первосвятителя. И вновь архиепископ Маркелл, как один из наиболее авторитетных архипастырей, был назван на Соборе, избравшем Патриарха Никона, в числе кандидатов на Патриарший престол.

Имя святителя Маркелла упоминается также среди участников Соборов 1656 и 1660 годов.

Собор, проходивший с 23 апреля по 2 июня 1656 года, утвердил правило троеперстия при сотворении крестного знамения и одобрил за подписями переведенную с греческого по благословению Патриарха Никона книгу «Скрижаль», объясняющую таинственный смысл Литургии и других богослужений и церковных священнодействий, и обрядов.

Собор же 1660 года был созван 16 февраля Царем Алексеем Михайловичем для рассмотрения дела об оставлении Никоном Патриаршей кафедры и избрании ему преемника.

В 1658 году, во время управления преосвященным Маркеллом Вологодской и Великопермской епархией, произошло перераспределение епархиальных владений: была образована новая епархия – Вятская и Великопермская, к которой отошли Великая Пермь, Чердынь и Соликамск. Взамен их из Ростовской митрополии пожалованы в десятину Вологодскому архиепископу Белоезерский и Чарондский уезды и Пошехонье. С этого времени Вологодские архиереи стали именоваться Вологодскими и Белоезерскими.

Земная жизнь архиепископа Маркелла подходила к концу. 15 февраля 1663 года, в Неделю о блудном сыне, архиепископ Маркелл заболел. В первые три недели положение больного было не опасно и не безнадежно: в это время он мог еще совершать церковные службы. Готовился он также к отъезду в Москву на Собор, который предполагалось созвать 9 мая для окончательного решения вопросов, связанных с оставлением Никоном Патриаршей кафедры. Но в последующие дни, особенно к концу второй седмицы, болезнь усилилась.

16 марта преосвященный Маркелл велел совершить над собой таинство елеосвящения и на следующий день, 17 марта, отправил в Москву гонца с уведомительной отпиской к Царю, в которой, «изобразив свое положение, просил себе дозволения принять схиму и удалиться на покой в Соловецкий монастырь» – он не терял еще надежды на выздоровление, но чувствовал, что уже не в состоянии управлять епархией.

Посланный приехал в Москву в Неделю Крестопоклонную Великого поста, 22 марта 1663 года. В этот день, «в третьем часу дни» архиепископ Маркелл преставился ко Господу. Всего он управлял Вологодской епархией 18 лет.

Согласно завещанию, 5 июня 1663 года тело святителя Маркелла было доставлено на Соловки. По совершении надгробного пения оно было предано земле внутри монастыря, в часовне преподобного Германа.

В донесении, посланном соловецким архимандритом Варфоломеем Царю Алексею Михайловичу, написано следующее: «А от преставления его до того времени, как ныне привезен к нам в монастырь, одиннадцать недель; а тело его ничим же рушимо, и лице светло: дух же исходит от тела его добровонен».

Время и место канонизации святителя Маркелла неизвестно.

Спустя 340 лет в Соловецком монастыре, в июле 2003 года, совершилось обретение святых мощей архиепископа Маркелла. Это произошло в ходе архитектурно-археологических раскопок в церкви преподобного Германа, которые проводились Соловецкой археологической экспедицией.

14 июля по краям могильной ямы, которую раскапывали археологи, показались стенки гробовины. Погребение оказалось нетронуто. Не было осквернено это захоронение и во время кощунственного вскрытия мощей преподобного Германа большевиками 21 сентября 1925 года.

16 июля 2003 года, в день празднования перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, игумена Соловецкого, началось раскрытие мощей святителя Маркелла. Мощи были переложены в специально изготовленный гроб. Вечером 19 августа 2003 года, в день празднования Преображения Господня мощи Святителя были перенесены соловецкой братией из церкви преподобного Германа в домовую церковь Собора Соловецких святых – первый храм возрожденной Соловецкой обители.

В следующем, 2004 году ему была составлена служба, и в Соловецком монастыре впервые праздновалась память святителя Маркелла: в день его преставления (22 марта / 4 апреля) и в день перенесения его честных мощей (7 / 20 августа).

В 2007 году ко дню великого освящения Спасо-Преображенского собора, которое состоялось 19 августа, мощи архиепископа Маркелла были переложены из временного гроба в небольшой ковчег и перенесены в Спасо-Преображенский собор, где хранились в алтаре на Горнем месте. В 2008 году после праздника Пасхи ковчег с мощами был перенесен в теплый Филипповский храм, который стал постоянным местом их нахождения.

Память святителя Маркелла совершается в день его преставления, 22 марта / 4 апреля; обретение и перенесение его честных мощей празднуется 7 / 20 августа. Кроме того, совершается его память в Соборах святых: Соловецких – 9 / 22 августа – и Вологодских – 3-я Неделя по Пятидесятнице.



[1] Игумен Варфоломей возглавлял Соловецкий монастырь в 1636–1639 гг.

[2] Преподобный Иринарх, соловецкий постриженик и игумен, возглавлял Соловецкий монастырь в 1614–1626 гг. Память его совершается 17 (30) июля.

[3] Патриарх Иоасаф I скончался 28 ноября 1640 года.

[4] Дощаник – речное плоскодонное судно, имевшее длину 12 ½ сажен. На дощанике устроена была для Архиепископа келья с тремя слюдяными окончиками и чулан для дорожных запасов. На случай опасности при тогдашних дальних переездах, куплено было в дорогу для огнестрельных орудий четыре фунта пороху и три фунта свинца. Рабочих людей (“ярыжек”) на дощанике нанято было девять человек. Архиепископ взял с собою новые из индейской комки покровы для возложения на гробницы Пермских чудотворцев.

[5] Церковь эта существовала до 1674 года, а затем по случаю возведения архиепископом Симоном каменных стен вокруг архиерейского дома была разобрана и перевезена в село Ананьино. Село это находилось примерно в шести верстах к западу от вологодской крепости, на притоке Вологды Тошне. Здесь с XVII века располагалась летняя загородная резиденция вологодских архиереев