-
14.03.2021
-
"Ночь прошла, а день приблизился..."
14 марта, в Неделю сыропустную, Воспоминания Адамова изгнания, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополита Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Накануне, 13 марта, Глава Пермской митрополии совершил всенощное бдение в главном храме города Перми.
По окончании Божественной литургии Архипастырь поздравил прихожан с воскресным днем, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:
"Святая Церковь завершает подготовительные недели к Великому посту и вводит нас в дни святой четыредесятницы. Сегодняшнее воскресенье именуется воспоминанием Адамова изгнания из рая и напоминает нам событии, которое изменило историю человеческого рода, событие, которое изменило окружающую нас действительность, изменило человеческую природу и вообще все во Вселенной.
До грехопадения Адам и Ева пребывали в раю, в тех условиях, когда весь природный мир служил человеку. Господь дал Адаму право властвовать над природой и дать имена всякому животному, населяющую Землю. До грехопадения люди имели способность непосредственного богообщения и все в мире служило человеку. Человек пребывал в радости и Господь радовался своему высшему творению, потому что человек был создан по образу и подобию Божию. Вот какое великое начало принадлежало природе человека!
Часто человеческий ум смущает мысль о том, зачем Господь попустил грехопадение человека, будучи Милосердным и Всемогущим. Ответ на этот вопрос кроется в том, что человек, создан по образу и подобию Божия, а стало быть, он наделен высоким уровнем интеллекта и свободной волей. Господь не нарушил этот принцип в человеке не до, не после грехопадения, то есть человек сам делает свой выбор. Господь позволил человеку в раю пользоваться всем, заповедовав не нарушать лишь одну заповедь: не есть плодов с древа познания добра и зла. Святитель Василий Великий указывает на то, что в этом состоял первоначальный пост - в воздержании человека, в исполнении лишь одной заповеди. Но, что произошло далее? Человек по своей свободной воле, будучи искушаем дьяволом, который всячески стремился разрушить идиллию общения Творца со Своим творением, через наиболее слабое существо - женщину, смог склонить человека к нарушению обетования, которое дал Господь, и человек нарушил заповедь, расторгнув союз с Богом.
После этого последовала целая тирада самооправдания и защиты со стороны падших людей - они стремились переложить свою вину на кого-то иного и дошли до того, что в своем падении стали обвинять Самого Господа. Еще будучи в раю Адам сказал Богу: "жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел" (Быт. 3;12). С этого момента произошло разрушение человеческой природы, Вселенной, отношений человека с Богом - все изменилось в одно мгновение. По учению Святой Церкви, пребывание падших прародителей в раю, где не может находится ничто нечистое стало великим мучением для них самих, и Господь изгнал их из рая, потому что ничто нечистое не может войти в Царство Небесное.
Совершенный прародителями грех стал причиной их изгнания из рая, расторжения богообщения и райского блаженства. Весь тварный мир, вся природа стала мстить человеку - животные стали уничтожать друг друга, человек в поте лица стал добывать свой хлеб, а жена в мучениях стала рожать детей (Быт. 3;16-19).
Среди всего произошедшего в раю не было одного - покаяния со стороны Адама и Евы. Если бы Адам попросил прощения у Господа прощения, а не сказал бы, что в произошедшем виновата Ева, которую Господь дал ему, то история человеческого рода развивалась бы иным образом. Но, в словах первых людей было лишь самооправдание, которое породило целую цепь дальнейших искажений человеческой природы - смертность, болезни, удобопреклонность ко греху. Изменилась природа, изменилась Вселенная по причине лишь одного выбора, который совершили наши прародители. Они не принесли покаяния и не раскаялись перед Господом, Милосердным и Многомилостивым.
Накануне Великого поста Святая Церковь предлагает нам еще снова и снова задуматься над тем, что пост это особое время покаяния, особое время для исправления своих ошибок, которые мы совершаем по отношению к Богу и людям, по отношению к окружающему нас миру. Пусть пример великой радости, которую человек испытывал находясь в раю, пребывая в непрестанном общении с Господом вдохновляет нас на пути шествия святой четыредесятницы. Не будем забывать и о том, что стало причиной потери этого состояния. Из-за самооправдания и отсутствия покаяния человек лишил себя благополучия, радости и богообщения.
Вступая на поприще Великого поста Святая Церковь предлагает нам испросить друг у друга прощение. Это не должно стать простой формальностью, когда мы на словах прося прощения в душе оставляем духовную и душевную тяжесть. В сегодняшнем апостольском чтении мы слышали слова апостола Павла: "Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света" (Рим. 13;12). Ночь прошла - говорит Святая Церковь, наступает утро, духовная весна, которой святые отцы и учителя Церкви называли пост. Весна духовная, это время, когда наступают дни покаяния и очищения души, дни взаимопрощения, которое является причиной обретения нами потерянное нашими прародителями благоволения Божия и прощения всех наших грехов. Аминь".
Ольга Троицкая
Фото: Константин Дубровин
Комментарии