-
13.08.2018
-
«Спасение человека невозможно без деятельного участия его самого»
12 августа, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Накануне, 11 августа Глава Пермской митрополии совершил всенощное бдение в главном храме г. Перми.
По кончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил прихожан с воскресным днем и обратился с проповедью:
«Евангельские повествования, которые мы слышим за богослужением, всем нам хорошо извествны. Многие евангельские сюжет мы можем пересказать, но вот выполнить в своей жизни то, о чем нам Евангелие повествует, мы не можем или не хотим.
Каждый христианин так или иначе стремится ко спасению, как бы плохо это у него не получалось. У него есть надежда и уверенность в том, что он идет этим путем. Но, слово Божие, проповедь Христова, учение Святой Церкви очень ясно и доступно, говорят нам о том, что спасение человека невозможно без деятельного участия его самого. Если человек ленив в духовной жизни, то для такого человека, к сожалению, двери ко спасению закрыты. Это надо четко и ясно представлять себе, надо усвоить и понять это.
Когда Господь воскресил праведного Лазаря, Он сотворил великое чудо, но если мы обратимся к евангельскому тексту, то заметим, что Господь прежде чем сотворить это чудо, обратился к присутствующим при этом событии людям, сказав: «отнимите камень» (Ин. 11;39) от гроба. Разве Господь не мог отвалить этот камень Сам, если Он совершил великое чудо воскресения? Но, Господь предложил человеку стать участником великого дела. Люди отвалили камень от гроба, и тогда Господь совершил великое чудо и Лазарь воскрес.
В сегодняшнем евангельском повествовании Господь также призывает нас к действию. Если мы будем только лишь вопить ко Господу: Господи, помилуй, спаси меня и помоги мне..., а на деле бездействовать и оставаться во грехах, то пользы нам от этого будет мало. Сегодняшнее евангельское повествование, рассказывающее о должнике, которому государь простил весь долг, а тот в свою очередь не смог совершить духовное действие – простить долг ближнему своему, показывает нам образ духовного бездействия.
В дореволюционной России была распространена подобная форма взаимодавания, а на Востоке тем более, поэтому Господь и рассказывает ученикам эту притчу. Конечно существует много других примеров для обозначения взаимоотношений между людьми, в которых мы можем совершать благие дела или духовно бездейстовать. Господь предлагая эту притчу, тем самым, как бы говорит: если вы не участвуете в деле совего спасения, а хотите его получить без труда. Но, так не бывает. Это неприемлемый вариант. Если человек не прощает грехи ближнему, совершенные против него, то конечно и из просьбы такого человека ко Господу ничего хорошего для него не получится. Эта притча предлагает нам очень понятный и доступный пример.
Действительно, нам бывает очень трудно простить «долг» ближнему своему, поэтому мы и обращаемся ко Господу с просьбой преодолеть те барьеры в духовной жизни, которые существуют в отношениях между нами и ближним. Святые отцы говорят о том, что человек это творение Божие, и если мы встречаем человека на жизненном пути, то мы встречаем брата. Преподобный Ефрем Сирин говорил о том, что человек, как и икона являет образ Божий, какими бы качествами он ни обладал. Святоотеческое предание предлагает нам смотреть не на недостатки других людей, а обратить внимание на себя. Сегодняшнее евангельское повествование говорит о том же. Евангелие обращается к каждому конкретному человеку: простил ли ты своего должника? Христианство тем и отличается от многих других религиозных воззрений, что обращается к каждому конкретному человеку, к его делам, к его жизни, к его душе.
Сегодняшний пример евангельского должника, говорит о том, что каждый из нас прежде чем обратиться ко Господу и сказать: Господи, Ты меня помилуй, Ты мне помоги и т. д. должен обернуться назад, на свою жизнь и задать себе вопрос: я многим помог? простил ли я, согрешивших против меня? снисходителен ли я к людям, согрешившим против меня? Есть ли за мной имеется «хвост» обид, то я не смогу всей душой обратиться ко Господу. Вот о чем нам говорит сегодняшнее евангельское повествование.
Зная Евангелие, нам остается одно – идти евангельским путем. Будем стремиться к этому и просить Господа, чтобы Он помог нам видеть наши собственные недостатки и те обиды .которые мы испытываем, отвращающие нас от Бога. Надо это помнить, чувствоввать, знать и просить Господа, чтобы Он помог нам в деле нашего спасения, в котором мы сами деятельно принимаем участие. Аминь».
Ольга Троицкая
Комментарии