-
17.11.2019
-
«Вера, уверенность и упование Иаира привели к великой победе над смертью»
17 ноября, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, в день памяти преподобного Иоанникия Великого, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Накануне, 16 ноября, Глава Пермской митрополии совершил всенощное бдение в главном храме г. Перми.
По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил прихожан с воскресным днем, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:
«Сегодня Святая Церковь предложила нам евангельское повествование о том, как Господь во время Своего земного странствия исцелил дочь Иаира и о том, как во время пути к дому Иаира Иисус Христос исцелил кровоточивую женщину.
Когда мы слушаем евангельские повествования о том, как Господь творит чудеса – исцеляет, воскрешает, избавляет от бесовского воздействия, мы в первую очередь понимает, что все это Иисус Христос творит Своей божественной силой, но, при этом, по словам святых отцов, мы мало обращаем внимание на такой аспект, как любовь Господа к людям. Мы часто видим в тех или иных действиях Спасителя только проявление Его Божественной природы, но ведь Он совершал дела и по Своей человеческой любви к людям. Его побуждала на сотворение чудес и милосердия любовь к страждущим, к тем, кто искал любовь и не находил ее. Господь проявляет Свою любовь и в том событии, о котором нам сегодня повествует Евангелие.
Во время земного служения Господа, Его окружало большое количество людей, которые нуждались в помощи – больные, бедные, нуждающиеся. Все они хотели получить от Господа исцеления, поддержку и помощь. Сегодняшнее евангельское повествование повествует о том, что когда в очередной раз Господь проходил населенный очередной пункт в окружении толпы, состоящей из нуждающихся людей, то через эту толпу ко Господу пробирается человек по имени Иаир, - знатный, известный человек, под властью которого находились могие люди, жившие в Иудее. В этом окружении он находился не в свойственном его общественному положению статусе. Решив пройти сквозь толпу бедных и страждущих людей, он предпринял определенные душевные усилия, может быть в это время в нем боролись противоречивые чувства и мысли. Он предпринял эти усилия для того, чтобы приблизиться к Учителю и сказать, что дочь его больна и попросить Господа о том, чтобы Он ему помог. Господь, слыша это, продолжает Свой путь, и в утешение сказал Иаиру: «не бойся, только веруй, и спасена будет» (Лк. 8;50).
Во время этого же шествия Господа к Нему подходит еще один человек – кровоточивая женщина, которая также сквозь толпу пробирается к Спасителю. По ветхозаветному закону Моисея кровоточивая женщина не имела права вообще приближаться к обществу, потому что существовал соотвествующий закон, который строго и серьезно наказывал подобные действия. Но, она, зная это, предпринимает усилия, для того, чтобы приблизиться и коснуться хотя бы одежды Господа. Женщина, которая, по словам Евангелия, много лет болела, не ищет встречи с Господом, она даже не считает нужным сказать Господу о своей проблеме, но она верит в то, что достаточно прикоснуться только к Его одежде, чтобы получить исцеление. Так и произошло. Как только она прикоснулась к одежде Иисуса Христа, так прекратилось в ней кровотечение, прекратилась ее болезнь. Тогда Господь во всеуслышание сказал: «кто прикоснулся ко Мне?» (Лк. 8;45). Услышав эти слова, ученики Господа, рассуждая по-человечески сказали: «Наставник! народ окружает Тебя и теснит,- и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?» (Лк. 8;45). Господь, знал, что к Нему прикоснулась кровоточивая женщина, и Он не бес причины озвучил Свой вопрос. И, та женщина, которая получила исцеление, понимала отвественность за свой поступок, потому что ветхозаветный закон за действие, которое совершила она, предписывал смертную казнь побиением камнями. Господь, видя ее веру, объявил о ее поступке.
И, дальше толпа продолжает идти. В толпе вслед за Господом идет Иаир в надежде на исцеление дочери, но вдруг кто-то сообщает ему о том, что дочь его умерла. Можно представить себе состояние человека, который преодолел в себе гордость, надменность, преодолел в себе многие внутренние волнения, которые боролись в нем, задевали его самолюбие, а в результате ему сказали, что дочь его умерла. Конечно, этот человек почувствовал в том момент обреченность, упадок, не осталось у него никаких надежд. Когда дочь его еще лежала на одре болезни, то в нем жила надежда, но вмиг, после страшного известия, вся надежда его умерла. А господь, словно не замечая этого, продолжает идти, подбодрив печального Иаира Своми словами. Тогда родственники и близкие Иаира удивились тому, что Иаир продолжает путь за Господом, стали осмеивать его действия. И, когда идущая толпа приблизилась к дому Иаира, то Господь попросил людей оставить горницу, в которой находились плачущие, рыдающие, потерявшие надежду родственники, друзья и приятели Иаира. Господь «сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! Встань» (Лк. 8;52-54). И, девица воскресла от своего смертного сна. Тогда, видя, что совершилось в трепете и в недоумении восприняли то, что совершил Господь. Иисус Христос сказал, видевшим чудо, чтобы они не говорили о том, что произошло, чтобы к Нему не ринулась толпа людей, искавших не Истину, а лишь чудо.
Иисус Христос являет Свою любовь к людям, твоя чудеса о которых мы слышали в сегодняшнем евангельском повествовании. Исцеление кровоточивой женщины является свидетельством того, что пришествие в мир Сына Божия, Его проповедь, Его слово, Его назидание – это Новый Завет, Закон любви, Закон милосердия, Закон умения в другом человеке видеть того, кем являешься ты сам.
Мы должны понимать, что не надо отчаиваться, когда мы что-либо просим у Бога и не получаем сразу. Может быть, мы еще не преодолели в своей душе многие волнения и смущения, которые смог преодолеть Иари, для того, чтобы пройти через толпу бедных и больных людей, преодолев свою гордыню, надменность и т. д. Иаир шел за Господом, потому что это было единственным, чему он мог верить, это было единственным, что еще оставалось на земле для того, чтобы спасти его дочь. Вера, уверенность и упование Иаира привели к великой победе над смертью, которую явил Иисус Христос перед людьми, которые Его окружали. Аминь».
За богослужением в сан диакона был рукоположен Димитрий Трухин.
Ольга Троицкая
Фото: Константин Дубровин
Комментарии