Список альбомов:



Беседа с профессором А. Л. Дворкиным, российским исследователем современного сектантства, председателем Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС)

Беседа с профессором А. Л. Дворкиным, российским исследователем современного сектантства, председателем Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС)

 

Во время краткого визита в Пермь мы вновь встретились с А. Л. Дворкиным. Предлагаем вниманию читателей, особенно тех, кто интересуется проблемами сектантства в России, это интервью.

 

- Добрый день, Александр Леонидович. Вы уже неоднократно посещали наш город. Скажите, с каким настроением Вы приехали в Пермь на этот раз?

- В Перми я уже третий раз, но сейчас я сюда приехал по частному делу -  для того, чтобы принять участие в судебном процессе. Следовательно, настроение у меня рабочее. Меня пригласили выступить в суде в качестве эксперта. Дело в том, что женщина, попавшая под влияние сразу  двух сект, оставила мужа и скрылась в неизвестном направлении, забрав с собой двух малолетних детей. Супруг с трудом нашел свою жену; ее уже успели выдать замуж в секте, и теперь он пытается через суд вернуть детей.

 Моя однодневная поездка оказалась внеплановой, в связи с чем мне пришлось как-то встраивать ее в мой плотный график. Совсем недавно я побывал на международной конференции в Брюсселе, далее съездил для проведения лекций в Урюпинск, после этого отправился в Пермь. В скором времени мне предстоит совершить поездку в Луганск.  Вы знаете, что сейчас там сложная ситуация, многие в Москве считают, что это рискованный шаг для меня, поскольку я несколько раз за последнее время в ряде телепрограмм высказывался о нынешнем правительстве Украины. Мой визит в Пермь, полагаю, не менее важен: если все, что я сказал в суде, сыграет свою роль, то все мои старания были не напрасны.

- Вам удалось посетить какие-либо достопримечательности Перми?

- К сожалению, у меня был очень плотный график: сначала судебный процесс, потом интервью на двух телеканалах, неотложные московские дела, которые я уже решал в гостинице. Поэтому сил, энергии и возможности что-то посмотреть дополнительно уже не было. Однако надеюсь, что в Перми я не последний раз, и мне еще удастся узнать поближе ваш город.

- Какое общее впечатление сложилось у Вас о Перми?

- Я заметил, что исторический центр города с каждым разом хорошеет, хотя мне трудно составить какое-то цельное представление о Перми: впервые, когда я посетил столицу Пермского края, было межсезонье, как и сейчас. Мое второе посещение города,   состоявшееся в августе, запомнилось больше: мне очень понравились  исторический центр и набережная Камы. Впечатление у меня сохранилось светлое и солнечное.  Досадно, что   историческое здание Спасо-Преображенского кафедрального собора  до сих пор занято художественной галереей,  и   богослужения здесь не совершаются…

- Произошли ли какие-то изменения в течение ушедшего года в Вашей деятельности по взаимодействию с органами светской власти?

- Думаю, что кардинальных изменений не произошло. Сейчас сложилась очень непростая внешнеполитическая ситуация, которая во многом диктует политику светских властей по отношению к сектам. Секты сегодня играют роль своего рода остаточного фактора, который ввиду иных проблем предпочитают не затрагивать. Это, конечно, огорчает, но мы все равно не останавливаем своей работы, стараемся помогать людям, распространять необходимую информацию, поддерживать связь с региональными властями.

- Скажите, пожалуйста, какая секта, на Ваш взгляд, оказывает наибольшее влияние на наших людей?

- Сейчас очень распространены коммерческие культы, которые вовлекают большое количество людей в свои организации, и  психокульты, действующие под видом семинаров личностного роста, развития внутреннего потенциала. Я не скажу, что это новый фактор, но сегодня в сектантской деятельности он весьма и весьма  силен, и мы видим, что  число пострадавших растет.

Что касается религиозных тоталитарных сект, то здесь на первом месте по-прежнему стоят неопятидесятники, которые с каждым годом усиливают свои позиции. В России численность последователей этого культа превысила триста тысяч человек; точную цифру я назвать не могу, потому что никакой официальной статистики нет. И дело тут не столько в их многочисленности, сколько в том, что они заявляют о себе как о традиционной протестантской конфессии. Под этим видом им удается проникать в различные комитеты и группы, где они  позиционируют себя в качестве легитимных представителей традиционного религиозного сообщества.

При более внимательном рассмотрении видно, что внутри пестрого неопятидесятнического сообщества есть достаточно много противоречий и разногласий, которые приводят к скандалам. Многие, например, недовольны С. Ряховским, самопровозглашенным лидером отечественных неопятидесятников, его положение не так устойчиво, как может казаться стороннему наблюдателю. Надеюсь, что в конечном счете центростремительные тенденции в неопятидесятничестве возобладают, как, собственно, и происходит в сектантской жизни, и они полностью разделятся, оставив лишь внешнюю видимость единства.

Не могу не сказать и об Э. Грабовенко, который именует себя начальствующим Епископом Российской Церкви Христиан Веры Евангельской. Он уверенно вышел на второе место в российском неопятидесятничестве, и многие прочат ему лидирующую позицию в случае смещения Ряховского. Это самая стремительная карьера во всем российском неопятидесятничестве, поэтому за лидерами этих сектантских движений нужно постоянно наблюдать.

- Можно ли сказать, что сегодня многие секты регистрируются и ведут свою деятельность под видом различных фондов, некоммерческих организаций (НКО)?

- Большинство сект выступают под самыми разными масками и вывесками, прикрываясь фасадами солидных организаций. Например, та же самая сайентология выступает и как религиозная организация, и как целый ряд общественных и просветительских центров, в зависимости от обстоятельств. Все они зарегистрированы как отдельные организации, но сведущему человеку достаточно легко убедиться, что это не более чем вывески одной и той же международной сайентологической секты. Тут есть определенная выгода для них:  они действуют в разных направлениях, и если даже одну из сайентологических организаций закроют, то новые будут продолжать ее деятельность.

То же самое можно наблюдать в сектантском движении неопятидесятников, которые повсеместно открывают реабилитационные центры и там ведут свою активную деятельность. Некоторые секты даже регистрируются как политические партии: например, секта Светланы Пеуновой, которая теперь именуется партия «Воля». И это – далеко не единственный случай. Я думаю, неопятидесятники сейчас подходят к этой идее и в будущем попытаются организовать свою партию.

- Насколько правомерно то, что представители тех или иных сект ходят по квартирам и предлагают изучать Библию, поговорить о Боге?

- Юридического запрета на хождения по квартирам не существует, но есть понятие частного пространства, поэтому если представители, например, «Свидетелей Иеговы» пришли к вам домой, а вы ранее заявили, что не желаете их видеть в  вашей квартире или в вашем подъезде, то вы вправе подать заявление в правоохранительные органы. Можно также вывесить на дверях подъезда уведомление, что для представителей сект с таким-то наименованием вход сюда закрыт. При наличии такого объявления они уже не имеют права совершать обход по квартирам.

- Куда может обратиться человек за юридической защитой, если он покинул секту, но его продолжают преследовать?

- В таком случае нужно обратиться к заместителю руководителя миссионерского отдела Пермской епархии РПЦ Евгению Ошмарину, который сможет направить пострадавшего к нужным специалистам,  оказать психологическую и правовую помощь (телефон горячей линии  2-14-40-30). 

- Как может простой человек распознать, в какую организацию его приглашают, чтобы чтоб не попасть в секту?

- Для этого нужно сохранять здоровое недоверие: если вам обещают много всего незамедлительно и бесплатно, то это должно вас насторожить. Каким бы заманчивым вам ни казалось предложение, лучше все хорошо обдумать и взвесить, не принимая скоропалительных решений. А еще лучше - самим поискать информацию и разобраться, кто и для чего вас приглашает в свою организацию.

Если от вас требуют принять решение как можно быстрее, то это первое свидетельство того, что у организации относительно вас существуют какие-то сомнительные планы. Любая добросовестная организация готова представить полную информацию о себе и своей деятельности и дать человеку время на размышление. Попытки заставить вас принять незамедлительное решение продиктованы тем, что организация утаивает от вас какую-то информацию и боится, что если вы что-то узнаете, то никогда не вступите в их ряды. Нужно помнить, что истина не боится сомнений и проверок: чем больше вы будете ее проверять, тем больше у вас появится уверенности в истине. 

- Сегодня некоторые пермские чиновники (возможно, искренне заблуждаясь)  считают, что нужно оказывать помощь так называемым новым религиозным движениям, чтобы они помогали в решении социальных и общественных проблем. Какова Ваша  точка зрения на подобную ситуацию.

- Сразу скажу, что решать социальные и иные проблемы эти организации не будут, потому что главный их интерес заключается в собственном обогащении и увеличении своей власти и влияния. Поэтому необходима жесткая критика этих сект и пристальное внимание к их реальной деятельности. Больше всего секты боятся разоблачения. У нас существуют традиционные конфессии, которые в течение веков доказали свою состоятельность, плоды их деятельности огромны и полезны. Сейчас же речь идет о каких-то новых организациях, появившихся буквально вчера, и совершенно неизвестно, как они будут вести себя в тех или иных обстоятельствах. Стоит хорошо подумать, нужно ли оказывать им помощь и что произойдет с деньгами налогоплательщиков, которые им передадут.

- В группе «Секты Перми» сейчас идет активная дискуссия по поводу одного якобы исторического факта, о котором заявляет молодой человек из секты «Новое поколение»:  он утверждает, что в IX веке святая императрица Феодора казнила свыше 100 тысяч человек за то, что они отказались поклоняться иконам и не носили на груди крест. Прокомментируйте, пожалуйста, подобное высказывание.

 - Как историк я могу сказать об одной очевидной вещи: история базируется на источниках, то есть если человек что-либо утверждает, то он должен показать  источник, где  зафиксирован тот или иной факт. В таком случае хотя бы появится предмет разговора,  мы сможем проверить достоверность источника, посмотреть, кто был автор, в какие времена и в каких условиях написан текст. Если в качестве источника приводятся умозаключения неопятидесятнического пастора, то даже и предмета для разговора тут нет.  

- Расскажите, пожалуйста, о Ваших последних книгах и публикациях.

- Последняя моя книга называется «Моя Америка». Она представляет собой автобиографический роман, повествующий об истории молодого московского хиппи, оказавшегося в поисках свободы в Америке. В ходе целого ряда приключений, которые он пережил, герой понял, что свобода не достигается географическими перемещениями. Это, собственного говоря, моя история, она состоит из двух частей: «В поисках свободы» и «Православная Америка». В книге описаны пятнадцать лет моей жизни в эмиграции вместе и  моя московская предыстория. Роман объясняет, как советский хиппи начала 70-х годов ( в то время эта субкультура была редкой в Союзе) оказался в далекой Америке. Конечно, сегодня движение хиппи я оцениваю достаточно отрицательно и стараюсь говорить о нем правду, без романтического ореола.

Роман уже выдержал два издания и получил литературную премию нашей Церкви –  «Просвещение через книгу» в номинации «Книги для молодежи». Сейчас выходит 5-е, переработанное и дополненное, издание моих «Очерков по истории Вселенской Православной Церкви»; недавно я также начал работу над новой книгой, посвященной истории Крестовых походов. Необходимо выпустить новое издание по сектоведению, поскольку прошлое (2002 года) уже устарело.

Для России Православие стало источником духовности, православная вера внесла неоценимый вклад в русскую культуру, благодаря ей была создана русская государственность, литература, наш прекрасный и богатый язык. Без Православия и наша страна немыслима, поэтому русский народ всегда осознавал себя святым, то есть зародившимся в купели великого князя Владимира. Главное, что в Православии сохранена истинная полнота веры, которая позволяет миру существовать. 

 

Беседовала Виктория Суботич


Комментарии

Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:

Введите текст на картинке
обновить текст