Список альбомов:


Нужна помощь!

Чердынский Музей истории православной веры рад гостям 12.12.2011
Нужны сестры милосердия

Братья и сестры!

Руководство Медсанчасти № 9 города Перми и настоятель храма святого великомученика и целителя Пантелеимона священник Ярополк Призюк просят всех неравнодушных людей помочь в уходе за больными людьми.

Перейти в раздел »


Чердынский Музей истории православной веры рад гостям

Чердынский Музей истории православной веры рад гостям

 

 

На севере Пермского края, в Чердыни, находится единственный в нашем регионе Музей истории православной веры. О его возникновении и о том, чем сегодня живет Музей веры, нам удалось пообщаться с человеком, стоящим у истоков его основания – Мариной Ивановной Ветчаковой, которая заведовала музеем с 2000 по 2014 год, а в настоящее время является хранителем коллекции музея.

 

 

 

 

Марина Ивановна, как возникла идея организовать Музей веры?

 

 

Сама идея была заложена Ильей Алексеевичем Лунеговым, который собрал его коллекцию. Он более 40 лет проработал в музее, начиная с 1929 г., был заслуженным работником культуры РСФСР. И. А. Лунегов был председателем чердынского отделения союза воинствующих безбожников. Образно выражаясь, одной рукой он обильно разрушал храмы, а другой рукой собирал, церковное имущество. В 1930-е гг. управление делами по антирелигиозной борьбе находилось в Екатеринбурге. Лунегов пишет в Екатеринбург письмо, примерно такого содержания: находясь вдали от железнодорожных путей, не имея руководства к действию, не знаю, что в первую очередь разрушать, а что сохранять. И видимо, в ответ на это письмо он получил инструкцию – как можно больше разрушай. Ты в Чердыни сам себе хозяин, что хочешь, то и делай. И началось массовое разрушение храмов.

Как правило, вся изъятая церковная утварь отправлялась на переплавку в Москву. Илья Алексеевич пишет руководству письмо, сообщая, что все, что можно было, уже забрали из храмов. Остались в Чердыни единственные иконы с окладами в 6 и 7 кг серебра - Смоленская икона Божией Матери и икона Воскресения Христова. Он убедительно просит оставить эти иконы в Чердыни, чтобы при создании антирелигиозного музея они были ярким примером тесной связи между "буржуями" и "церковщиками". Московское руководство дало добро, что было удивительным для того времени.

В 1940 г. в Чердыни был закрыт Иоанно-Богословский храм, который к тому времени уже стал приходским. В помещении этого храма Илья Алексеевич и решил создать антирелигиозный музей. Но этим планам помешала реализоваться начавшаяся война. Формально антирелигиозный музей начал действовать, но его основатель и главный идеолог Лунегов с первых дней войны ушел на фронт, а когда вернулся, верующие начали просить вернуть Иоанно-Богословский храм. В 1946 г. музею пришлось съезжать. Сотрудники музея старались все из храма вывезти, и на некоторых иконах оставили надпись. Например: Владимирская икона Божией Матери, взята с чердынского монастыря, образ находился напротив стасидии. Если бы они на каждой иконе такое указание оставили, то это было бы замечательно, но, к сожалению, не все иконы были подписаны. В 60-е годы Лунегов собирал иконы и церковную утварь и просто писал на них, что собраны они в пределах Чердынского уезда. Поэтому многие святыни Чердыни до сегодняшнего дня остаются без указания храма, в котором они находились, откуда их привезли.

 

Что в это время было с чердынским Воскресенским собором?

 

В Воскресенском соборе был установлен иконостас Пыскарского монастыря. В 1930 г. его полностью ограбили. В музее не сохранилось даже фотографий этого иконостаса. После закрытия собора, еще под куполами, стал размещаться народный дом кино, затем дом культуры. В 1935-36 гг. пол храма, вымощенный красивой плиткой, привезенной в 1911 г. из Санкт-Петербурга, закрыли деревом и организовали танцплощадку, в северном приделе сделали сцену. Там, где раньше были хоры, разместили балконы.

Однажды, в 80-х годах, в Чердынь приехала певица Марина Капуро с группой «Яблоко». Когда она вышла на сцену, то попросила прощения, что ей приходится выступать в храме. Чердынцы тогда еще редко об этом задумывались. Советская пропаганда работала хорошо.

Когда приблизился 1999 г., Россия широко отмечала 200-летие со дня рождения А. С. Пушкина, а Чердынский краеведческий музей им. А. С. Пушкина отмечал свое столетие. На праздничные мероприятия по этому поводу приехала Любовь Александровна Тетюева, дочь священномученика Александра Тетюева. Она просит слово и рассказывает нам, работникам музея, про своего отца, уроженца Чердынского уезда. Мы все были поражены ее рассказом. У нас появился интерес к его личности.

Наступил 2000 г. – юбилейный год Рождества Христова. У нас появилась мысль, что в Чердыни есть пустующее здание - Успенская церковь, которое мы называли архивом. Там хранились иконы, церковные книги, библиотека, дела уездных организаций, купеческие дела. В здании хранилась большая церковная коллекция, были даже экземпляры деревянной скульптуры, около 70 единиц. Возникает мысль о создании Музея древнерусского искусства. Но постепенно мы понимаем, что если это будет Музей древнерусского искусства, то в его композицию не войдут сведения о людях - священномучениках. Мы стали советоваться с Г. Н. Чагиным, доктором исторических наук, профессором, заведующим кафедрой древней и новой истории России ПГНИУ. Он был один из первых представителей научной общественности, кто нам помогал. Общим решением музей был назван Музеем истории православной веры, или сокращенно Музей веры. Мысль о том, что его экспозиция  выставлена в храме, настроила нас на определенную направленность.

Открытие музея состоялось 28 августа 2000 года, в престольный праздник храма.

 

Расскажите, пожалуйста, как развивался Музей веры.

 

На следующий год после открытия, к 400-летию даты заточения великого князя Михаила Никитича Романова в Ныробе, мы начали ремонт второго этажа здания, чтобы разместить там экспозицию. Ремонт начали 10 сентября 2001 г. На зеленую краску, сохранившуюся с 70-х годов, начали наносить новую. На следующее утро красочный слой треснул. Когда краску начали соскабливать, чтобы нанести новую, увидели лик Спасителя и лик Пресвятой Богородицы. Тогда мы расчистили все стены, у нас появились росписи.

На третий год работы Музея веры, к нам приехала уполномоченный по правам человека в Пермском крае, Татьяна Ивановна Марголина. Она поинтересовалась работой, которую музей проводит с детьми. Татьяна Ивановна предложила создать образовательные курсы, чтобы сюда можно было приглашать детей из детского сада или школы. На тот момент в Чердыни было три детских сада. Ребята из детского сада № 1 обучались по специальной программе: им рассказывали о православной культуре и традициях. Музей смог опереться на коллектив этого детского сада. Мы предложили и разработали программу ОПК, взяв за основу московские программы. В здании музея стали проводить еженедельные занятия с детьми. К сожалению, после окончания детского сада, связь с ребенком прерывалась, потому что со школой мы таких программ не составили. В 2010 году мы ставили этот вопрос на уровне районного образования, но, к сожалению, не было принято единого мнения по созданию координационного совета, который бы занялся сотрудничеством с нашим музеем.

В этом году Музей веры отмечает свое 15-летие. Мы задумываемся о том, какие у нас есть перспективы развития. На сегодняшний день по каким-то трудным для нас духовным вопросам мы советуемся со священнослужителями. Например, у нас возникают сложности с тем, что часть музейных экспонатов хранится в алтаре Успенского храма. Во-первых, это святая святых храма, а во-вторых, в музее по преимуществу женский коллектив и заходить нам в алтарь за чем-либо не хорошо. Сложность состоит и в том, что некоторые посетители музея относятся к выставочным экспонатам не как к святыне, а лишь как к предметам искусства. Приходится объяснять людям, что приложиться к плащанице можно только с благоговением, с земным поклоном и т. д. Все духовные вопросы, которые возникают в процессе работы музея, мы можем решить лишь в тесном сотрудничестве со священнослужителями. Мы рады, когда в праздник Успения Божией Матери чердынское духовенство в Успенском храме, где располагается музей, совершает молебен. Здесь же, с разрешения руководства музея, периодически совершается таинство Соборования. Если говорить о перспективах музея, то лично мне, как сотруднику хотелось бы, чтобы он стал еще более востребован, как центр просвещения детей. Можно разработать много новых программ. В этом отношении хорошим примером для нас является пермская школа им. Императрицы Александры Феодоровны.

 

 

Марина Ивановна, расскажите немного о самых интересных экспонатах музея

 

В нашем музее хранятся оковы боярина Михаила Никитича Романова, копия иконы святителя Николая Чудотворца, явленная в Ныробе в 1613 году, старинная икона «Знамение» Серафимо-Понетаевская. Много других интересных экспонатов.

 

 

В Музее веры много посетителей?

 

В первые годы работы музея мы были очень востребованы. Люди приезжали к нам целенаправленно. Был период, когда Музей веры стали посещать чаще, чем Чердынский краеведческий музей и выставочный зал. Тогда мы стали думать, как привлечь посетителей и в те музеи. У нас появился проект «Купеческая гостиная», какие-то редкие экспонаты нашего музея мы выставляли в краеведческом музее.

Сегодня у музея есть свой сайт, есть страницы в социальных сетях. В дальнейшем планируем создать виртуальные экскурсии по музею.

Сейчас, конечно, в связи с экономической ситуацией в стране, наблюдается общий спад посетителей. Но я считаю, что наш посетитель до нас всегда дойдет. Всегда рады видеть чердынцев и гостей города в нашем музее!

 

Спасибо, Марина Ивановна, за интересную беседу.

 

Беседовала Ольга Троицкая


Комментарии

Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:

Введите текст на картинке
обновить текст