Список альбомов:



Голос, возвещающий слово Божие

Голос, возвещающий слово Божие

28 июля 2017 года отошел ко Господу клирик Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря протодиакон Петр Сексяев. Отец Петр более пятидесяти лет служил Богу в сане диакона. Из них двадцать четыре года он был клириком Свято-Троицкого кафедрального собора. За это время на Пермской кафедре сменилось шесть Архиереев.

В 1978 году Указом Святейшего Патриарха Пимена диакон Петр был возведен в сан протодиакона.

Неоднократно отец Петр был удостоен патриарших наград – ордена святого равноапостольного великого князя Владимира III степени и ордена преподобного Сергия Радонежского III и II степени.

В 2014 году в связи с 75-летним юбилеем Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский наградил протодиакона Петра орденом преподобного Серафима Саровского III степени.

Предлагаем вашему вниманию интервью-беседу с протодиаконом Петром, которая была записана шесть лет назад регентом Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря Ольгой Викторовной Ануфриевой. Темой беседы стало обсуждение традиции церковного чтения и пения. Отец Петр рассказал о своем пути к Богу и поделился своим опытом церковного служения:

- Родился я в городе Бузулук, Оренбургской области. В храм мы с братом (брат отца Петра – архимандрит Стефан (Сексяев), настоятель Пермского Богоявленского мужского монастыря) начали ходить с раннего детства, примерно с семи лет. В алтаре начали помогать немного позже, в школьном возрасте.

В нашем храме, на клиросе пели монашествующие. Я помню инокиню Елену и матушку Анастасию. Они начали нас привлекать к церковному чтению. Сначала мы читали предначинательные молитвы, с Трисвятого по «Отче наш…». Потом постепенно начали читать часы. Так постепенно мы начали участвовать в богослужении. Научились читать – слава Богу!

Когда мы заканчивали чтение положенного отрывка, то старшие певчие нам говорили: обратите внимание, что там-то и там-то были допущены ошибки, обратите внимание, там-то и там-то вы не правильно сделали ударение или букву не правильно произнесли. Для того, чтобы запомнить, где ошиблись и как надо правильно читать, необходимо было несколько раз прочитать текст.

- Когда доверили Вам чтение апостола за богослужением?

- Чтение апостола нам доверили, когда мы немного подросли, стали старше. Потому что если бы мы в детском возрасте читали апостол в центре храма, то нас не было бы видно. Инокиня Елена учила нас правильной интонации при чтении апостола. Апостол надо начинать читать с низких тонов, а оканчивать, более высокими тонами. На каждом богослужении мы слушали как читают часы и как читают апостол. Разница между этими чтениями большая. Часы читают на одной ноте, а апостола начинают на низком тоне, а оканчивают на высоком. Читать надо медленно, чтобы слушающим было понятно. При чтении Евангелия последнюю фразу надо обязательно потянуть. Когда читаешь евангельский отрывок, то уже заранее надо распределить откуда надо начать протяжное чтение в концовке, на каком слове понизить тон. По-другому не получится.

- Вам объясняли принцип по которому надо ставить мелодический акцент в тексте?

- Этого нам не объясняли. Это начинаешь понимать со временем.

Когда мы пришли учиться в семинарию, это была Московская духовная семинария, то на одном из первых занятий преподаватель по цероквнославянскому языку открыл журнал и сказал: так, сейчас нам покажет как надо читать… Сексяев. Я вышел, открыл псалтирь и «оттарабанил» отрывок. Преподаватель сказал, обращаясь к ученикам: как вы думаете, какую оценку можно поставить? Все молчали. Тогда преподаватель сказал: Бог знает на пять, я как преподаватель, знаю на четыре, а ему я поставлю… и замолчал. Всю учебную четверть меня мучил вопрос, что же мне поставил преподаватель? Тройку? Позорище. Меня это мучило до тех пор, пока на одном из уроков преподаватель не оставил журнал в классе. Мне ничего не надо было кроме одного - взглянуть на ведомость по церковнославянскому языку. Я думал, что там стоит тройка. Когда открыл ведомость, там стояло три пятерки. Вот так вот бывает.

- Вас учили читать текст прямо на уроке церковнославянского языка? Отдельно не было практических занятий по чтению?

- Нет. Когда мы начинали читать на церковнославянском языке, то нас ставили читать утренние и вечерние молитвы. Чаще всего мы читали их в одном из храмов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Там же мы слушали как читают апостол и Евангелие.

Много лет я прослужил в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Перми. Протодиакон Василий Возгомент, служивший там в середине XX века меня в основном всему и научил. Больше мне негде было учиться. В Бузулуке, на родине, у нас был не соборный храм. Там не совершались регулярные архиерейские богослужения, там не было протодиакона. Поэтому всему, что касается протодиаконского служения, я учился в Перми. Я наблюдал за тем как протодиакон Василий совершал выкличку - возглас в котором поминается правящий Патриарх и Архиерей с титулом. Я слушал, потом сам тренировался. Но непосредственно меня никто не учил. Не было такого, чтобы мне кто-то говорил: ты должен сделать то-то и то-то.

Однажды протодиакона Василия не было на богослужении. Мне пришлось впервые служить с Архиереем. Я боялся. Владыка меня сам поправлял. Научаешься со временем. Конечно, когда диакона только рукоположили, то он говорит тихо и неуверенно. Главное быть спокойным. Раз сказал ектению, два сказал ектению, потом начинаешь смелее и немного веселее возглашать. Потом добавляешь интонацию. Осмелеешь, чувствуешь, что можно что-то выразительнее сказать, что-то лучше донести до слушающих людей. Люди начинают обращать внимание на текст, на смысл текста.

Помню, когда я служил с епископом Иоасафом (Овсянниковым) и выразительно произносил ектению, то на каждом прошении он наносил крестное знамение и клал поклон. Когда я не очень выразительно произносил слова возгласа, то он стоял и просто молился, без поклонов. Значит имеет значение как диакон произносит возгласы. Значит и люди обращают на это внимание.

- Есть мнение, что люди больше реагируют не на сам текст, а на то, как он сказан.

- Я согласен. Многие не понимают текста, который читает диакон. Я стараюсь доступно, четко говорить. Надо чтобы четкость чтения обязательно присутствовала, чтобы люди понимали о чем повествует текст. Важно еще во время чтения думать о том, что читаешь. Поэтому важна те только интонация.

- Какая должна быть интонация при чтении евангельского отрывка?

- В основном евангельский отрывок читается как обычный текст. Но, читая евангельский отрывок необходимо заранее знать какой смысл в этом тексте. Исходя из этого, делаешь определенные ударения в интонации. Что-то читаешь спокойно, что-то быстрее. Вообще при чтении любого текста надо обращать на это внимание.

В евангельском отрывке заключительную фразу надо произносить на высоких тонах. Мне особо нравится евангельский отрывок, который читают в Лазареву субботу: «лáзаре, гряди́ вóнъ. И изы́де умéрый, обя́занъ рукáма и ногáма укрóемъ, и лицé егó убрýсомъ обя́зано. Глагóла и́мъ Иисýсъ: разрѣши́те егó, и остáвите ити́» (Ин. 11;43-44).

Надо читать выразительно, чтоб смысл текста дошел до людей, чтобы сила Божия дошла до них. Конец евангельской фразы не должен «резать ухо».

- Как Вы думаете почему сегодня отсутствует практика четкого и выразительного чтения Евангелия в храмах за богослужением?

- Трудно сказать. Это зависит от желания каждого человека. Мне надо – я стараюсь, "из кожи во лезу". Другому может быть это не надо. Смотрю я на некоторых чтецов – прочитал псалом и пошел дальше. Ему не интересно, он не старается читать выразительно.

Если обратить внимание на начало 17 главы Евангелия от Иоанна: «После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную…» (Ин. 17;1-2), то можно заметить, что это достаточно трудный евангельский отрывок. Все знаки препинания в нем надо обязательно сохранить, выразить интонацией, иначе исказится смысл прочитанного. Читать этот отрывок надо очень внимательно и медленно. Фраза закончилась – сделай паузу, чтобы люди поняли, потом читай дальше. В таком тексте обязательно надо делать паузы, иначе и сам чтец не поймет его смысл.

- Вы в своей практике застали дореволюционную традицию церковного чтения, которая еще сохранялась в церковной практике XX века. Сейчас эта традиция исчезает?

- Никто не хочет сегодня читать богослужебный текст выразительно. Сейчас евангельский отрывок читают как 50-й псалом. Надо же что-то выделять в тексте, протяжно читать. Когда я только начинал читать богослужебные тексты, еще на родине, в Бузулуке, то я старался читать так, чтобы его смысл доходил до слушателя. Иногда мы даже замеряли сколько текста прочитаем на одном вдохе. Священник пошлет читать и скажет: "читай на одном вдохе, я знаю, ты можешь". Читал до полутора листов. Иногда чувствуешь, что не можешь больше читать. Читаешь до точки. Делаешь паузу, а потом дальше читаешь.

- Как должен соотноситься темп чтения с объемом текста?

- Если отрывок большой, то читать его надо ускоренно. Если его читать очень медленно, то люди перестанут понимать смысл.

- Когда Вы наставляете новорукоположенного диакона, что Вы ему советуете?

- Во-первых, я ему говорю, что у него должно быть полнейшее

спокойствие. Я ему говорю, что все знают, что он еще ничего не знает, ничего не умеет, у него еще нет практики, поэтому ни на кого не надо обращать внимания. Выйди и произноси ектению. Надо быть спокойным и не торопиться. Когда он успокоится и начинает говорить спокойно, тогда я ему указываю на какие-то ошибки. И, потихоньку он научится. Все через это прошли. Даже Архиереи через это проходят. Евангелие надо читать не торопясь, не «прыгая» интонацией. Надо следить за текстом, смотреть на знаки препинания. Если есть желание, то диакон научится, а если желания нет, бываю и такие, тогда сложно чему-то научиться.

- Какова традиция чтения шестопсалмия?

- Оно читается монотонно. Что-то, конечно надо, выделять, чтобы люди не теряли внимания. Границы псалмов выделять не надо.

- Как соединять церковное чтение с пением хора? Важно ли соблюдать темп хора и чтеца?

- Когда я служу, то я приспосабливаюсь к хору. Если хор поет быстро, то я пораньше начинаю произносить возглас, чтобы не было больших пауз. Я стараюсь подстроиться под хор. Необходимо делать так, чтобы не было пауз между возгласами и пением.

- Чем отличается чтение евангельского отрывка священником от чтения его диаконом?

- Почти все священники читают евангельский отрывок одинаково, как и другие тексты. Диакон читает выразительно. Главное – донести смысл. Если в тексте присутствует много знаков препинания: запятых, двоеточия, точек, то за этим надо обязательно следить. Если это упустить, то смысл будет потерян или искажен. Если знаков препинания в тексте мало, то можно прочитать почти все без особых пауз.

Если диакон от сердца совершает свое дело, то он обращает внимание на многие мелочи, и делает свое дело как надо, а если он не любит свое дело, то люди и слушать не будут его чтение.

 

Подготовила Ольга Троицкая

Благодарим Ольгу Викторовну Ануфриеву за предоставленный материал.


Комментарии

Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:

Введите текст на картинке
обновить текст