Список альбомов:


Нужна помощь!

Историческое наследие православия на Пермской земле 12.12.2011
Нужны сестры милосердия

Братья и сестры!

Руководство Медсанчасти № 9 города Перми и настоятель храма святого великомученика и целителя Пантелеимона священник Ярополк Призюк просят всех неравнодушных людей помочь в уходе за больными людьми.

Перейти в раздел »


Историческое наследие православия на Пермской земле

Историческое наследие православия на Пермской земле

 

Дорогие друзья, в нашей Пермской митрополии есть уникальные святые места, которые несут в себе глубокое историческое наследие православия на Пермской земле.

 

Одним из таких древних уголков нашего края является Чердынь. На протяжении веков паломники совершали свой молитвенный путь к северным святыням земли Пермской, обретая здесь мир с Богом и мир в своей душе.

Дело в том, что именно под Чердынь, в Ныроб, в 1601 г., по указу царя Бориса Годунова был сослан и там мученически скончался Михаил Никитич Романов, родной дядя первого царя из рода Романовых, Михаила Федоровича. С тех пор Пермская земля свято чтит его память. В свою очередь Романовы на протяжении трех веков с благодарностью отвечали жителям и Ныроба, и Чердыни, возводя в глубинке православные храмы, ставшие ныне памятниками архитектуры государственного значения и Юнеско.

Православная церковь смогла сохранить молитвенную память о страстотерпце, боярине Михаиле Никитиче, которая и легла в основу проводимых теперь в Ныробе ежегодных праздников в день его памяти 19 сентября.

(Позвольте спою свою священническую песнь о нашей малой Родине.)

 

Когда впервые оказываешься на севере родного Пермского края, то первое, что так впечатляет это сохранившаяся старина, с ее глубокой православной историей. Наши северные храмы по архитектуре очень напоминают московские средних веков. Проезжая Соликамск воочию убеждаешься в верности слов: «Соликамск городок Москвы уголок». Далее, глубже к северу, ближе к Чердыни,  открывается бескрайнее море лесных просторов и сосновых боров. Сама же Чердынь, удивительно сохранила в себе древний дух простоты и силы православия. Здесь происходит буквально чудо врачевания души! Душа обретает свою истинную Родину! Здесь, некогда подрезанные православные корни прививают к себе молодые побеги и исцеляют их. Подобно матери, когда она прижимает к себе больного ребенка, его боль утихает и дитя успокаивается.      

А после, память, навсегда запечатлевает исцеляющую любовь родного Отечества, которая вновь и вновь притягивает к себе христианскую природу человеческой души, наполняя ее глубоким историческим смыслом, теплом и светом.

Ныроб, вообще является отдельной страницей в книге Пермской земли. Здесь Северный Урал навсегда сроднился с историей Московского Государства, неся в своих недрах скорбь и славу невинного страдальца, боярина Михаила Никитича Романова.  Его святые страдания, стали Светом Христовой Истины для жителей дремучей Ныробки, а оставшиеся здесь его вериги (цепи), стали символом святости и источником надежды на Великую милость Божию. На протяжении более чем трехсот лет жители северного Прикамья верили, что  в царственном страстотерпце они имеют своего небесного покровителя.

И Господь Бог, видя искреннюю народную любовь к святости и терпению скорбей Христа ради, сотни лет просвещал и хранил  наших благочестивых предков помощью Царственного Дома Романовых.

Сегодня некогда разорванная память вновь обретает своих богомольцев, и возрождаемая молитва с каждым годом привлекает к себе все больше новых и новых паломников.

Вот так и наш Приход, в честь Великомученика и целителя Пантелеимона,  по уже сложившейся ежегодной традиции с 2010 года, совершил очередную паломническую поездку, за 300 верст, в Чердынь Пермь Великую, которая являлась в 15 веке Столицей, а ныне северной границей Пермского края.

Паломнический путь в древнюю столицу Перми Великой пролегает через малые города и веси, берущих свое начало от Коми-Пермятских поселений и Строгановских вотчин, освященных святым крещением в 15-16 веках.

Здесь особенно чувствуется духовное влияние старых уральских монастырей с их архитектурой и укладом жизни, присущим впрочем, всякому монастырскому укладу, но северный, Прикамский особенно выразителен.

Так вот Усолье - родина Строгановых, городок, расположенный на берегу Камы, сохранивший в себе черты старины 18 века. Здесь соледобытчики Строгоновы, начиная с 16 в. воздвигали монастыри, храмы и собственные купеческие палаты, которые после безбожного советского периода с трудом восстанавливаются, по сей день. Уже более чем десяток лет, настоятели монастырей и храмов, стараются воссоздать порушенное, для нас и потомков, пытаясь сохранить их исторический облик духовного и культурного  наследия.

Не менее уникален из прикамских старинных поселений - Орел-Городок, основанный в 1564 году. Сохранивший в себе историю похода казака Ермака Тимофеевича в 1581 г. По некоторым архивным данным Ермак начал свой боевой поход на Сибирское Ханство именно из Орла, который татары называли Кергедан.

Но главное достояние городка храм Похвалы Пресвятой Богородицы.  В 1735 году усердием Строгановых вместо деревянной церкви была построена каменная, соборная. Ее гармонично сочетающийся архитектурный стиль московских храмов 18 века и уральского классицизма, дополняется удивительно хорошо сохранившимся старинным иконостасом с иконами царского изографа Ивана Максимова.

Отдельную страницу в нашем путешествии всегда занимает Соликамск. Само название Соликамск произошло от Соль Камская, потому, как город возник при соляных промыслах организованных купцами Калинниковыми еще в 1430 году. Здесь явно ощущается дыхание седой старины с уникальным архитектурным ансамблем храмов и построек 17-18 веков. Но к великому сожалению, ни в одном из центральных храмов города не совершаются Богослужения. Потому, как по сей день здания соборов и церквей занимает краеведческий музей Соликамска. Так в Богоявленском храме, основанном в 1668 году, помимо причудливого его внешнего облика с обилиями изразцов, достоин всякого внимания резной иконостас, начала 18 века, с редчайшими иконами мастеров Строгановской школы.  Здесь же находится Святыня Пермской митрополии складень святителя Николая чудотворца подаренная соликамцам Иоанном Грозным в 1552 году. И приложиться к иконе возможно лишь в период работы музея, который так же «любезно» предоставляет ее только раз в год для поклонения жителям Перми на  время проведения православной выставки.

Далее после Соликамска начинается прямой путь к Чердыни, пролегающий вдоль сосновых боров и густых северных лесов открывающий путешественнику строгую красоту уральской тайги.

И чем глубже в уральские леса, к северу, тем больше встречаются древние Коми-Пермятские поселения, несущие по сей день архитектурный отпечаток прошлых столетий, с интересными названиями: Вильгорт, Камгорт, Искор  Пянтег, Бондюг и т.д.

Кстати вся деревянная скульптура, представленная пермской художественной галереей с кощунственным названием «Пермские боги», взята из этих мест, точнее из храмов в период 1922-29 гг.

Бесспорно, что хоть раз побывав здесь, душа буквально привязывается своими корнями к духовной старине, как будто она нашла в них долгожданную опору и силу. Удивительное влечение к древности, которая продолжает жить, незаметной для современного суетливого глаза жизнью. И, пожалуй, только чуткая русская душа, просвещенная христианской духовностью, способна обрести, в этой затаенной жизни, в глубинке,  могучую силу древнего духа освещенного в 15 веке Православной верой.

После, возвращаясь, домой, паломникам, предоставляется возможность погулять по таежному лесу, выискивая среди сосен и голубого мха коричневые  шляпки белых грибов. И пусть это выглядит, как


Дорога домой всегда короче и быстра. Паломники, под впечатлением от увиденного и наполненные красотой православной старины, не могут удержать в себе чувства и по сложившейся доброй традициивыражают их пением. Практически на протяжении всего пути мужская и женская половины по очереди затягивают и подхватывают друг друга. Казачьи песни, былины и романсы. А после, когда исчерпан их запас, продолжают изливаться песнями военных лет и школьной поры заложенной и так крепко осевшей в памяти еще с советских времен. прогулка, а не настоящий сбор грибов, но недостающее восполняется на выезде из Чердыни. Автобусы с туристами и автомобили останавливаются здесь, чтоб приобрести дары леса у местного населения, которые выстраиваются, растягиваясь вдоль трассы на сотни метров в изобилии предолгая свои заготовки и соления.

Заканчивается же поездка всегда благодарственным молебном Господу нашему Иисусу Христу и пением тропарей Божией Матери и святым.

В последующие дни, мы еще много и долго обсуждаем свои впечатления, делясь друг с другом добрыми воспоминаниями о святых местах и о каждом из нас, кто так, или иначе проявлял себя в паломническом путешествии, от которого невозможно остаться ни равнодушным, ни с замкнутым сердцем от всенаполняющей красоты.

 

Священник Ярополк Призюк


Комментарии

Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:

Введите текст на картинке
обновить текст