Список альбомов:



Православный театр – одна из форм проповеди

Православный театр – одна из форм проповеди

 

Православный театр «Вера», действует при Свято-Троицком Стефановом мужском монастыре с октября 2009 года. Чем сегодня живет театр? Какими постановками радует зрителей? Об этом мы пообщались с руководителем театрального коллектива, почетным работником образования Российской Федерации Верой Васильевной Спиридоновой.

 

 

Несколько слов о Вашем творческом пути? Как Вы пришли в театральное искусство?

 

Все началось давно. В молодости я работала на Пермском электроприбором заводе. Там у нас был кружок самодеятельности сборочного цеха, в котором я занималась постановкой театральных композиций. Я не знаю, как это у меня получалось, я не училась в театральном институте или в институте искусств. Мне всегда давали тему, на которую надо было поставить композицию. Как правило, это были идеологические темы, посвященные революции или комсомолу. Надо было написать сначала сценарий, а потом продумать концертную программу. В постановках участвовало по 100-150 человек, включая хор. Другие цеха нашего завода для постановок нанимали профессиональных актеров, режиссеров, но, несмотря на это, мы занимали первые места в театральных конкурсах. Постановка всегда требует много времени и сил. Чтобы поставить один спектакль, я сначала месяц ходила по музеям, библиотекам, смотрела фильмы, читала книги – нарабатывала материал. Затем, полмесяца-месяц писала сценарий, который в дальнейшем утверждали. За месяц с небольшим, мы начинали его ставить.

 Какое-то время я работала в детском театральном клубе «Бригантина». Там  у меня был танцевальный коллектив, но все мои танцы были сюжетные. Я всегда пыталась найти именно сюжет, какую-тодраматическую линию в танце. Я ставила балетные постановки: «Доктор Айболит», «Чудеса продолжаются» и другие. Ребят у меня всегда было очень много, человек шестьдесят. Мне надо было всех их задействовать. У меня по жизни такая установка – не делать отбор детей. Если ребенок очень полный, если он без слуха, если у него нет гибкости, нет пластики, то многие хореографы не задействуют такого ребенка. У меня все дети, переступившие порог, должны быть в спектакле. Моя задача, как педагога, прежде всего, вовлечь детей и оградить их через творчество от влияния улицы, занять их любимым делом. Не так важно, хорошо у ребенка получается играть в спектакле или нет. Важно, что он участвует, что он может себя реализовать. Так начиналась моя театральная деятельность.

 Однажды, директор школы, где учился мой сын, предложила мне работу в их учебном заведении. Там я организовала два коллектива: драматический и танцевальный. Мы стали готовить спектакли с танцевальной программой. Работая в школе, я поняла, что драматическое искусство "голыми руками" не взять, надо учиться. В то время набор в ПГИИиК на факультет режиссуры был один раз в пять лет. И вот, подошло время набора. Я поступила. Был очень большой конкурс, поступали и «маститые» актеры, закончившие училище. Неожиданно в таком наплыве абитуриентов, я попадаю в число поступивших, и заочно заканчиваю режиссерский факультет. С этого времени я стала профессионально заниматься драматическим искусством.

 

В вашей творческой жизни есть эпизод, когда на спектакле, который Вы ставили, присутствовал Святейший Патриарх Алексий II. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом.

 

Да. Это было на праздновании 850-летия Москвы. У меня была написана композиция. И нам предложили принять участие в Дне славянской письменности и культуры. Мы выступали в сводном концерте, который проходил в Свято-Даниловом Ставропигиальном мужском монастыре. Там собралось очень много театральных коллективов из многих городов России. Когда на предварительном просмотре мы показали нашу композицию, то ее почти полностью включили в программу, оставили все танцы и стихи. На этом концерте присутствовал Святейший Патриарх Алексий II. Он благословил нас, пообщался с детьми. Дети ему очень понравились.

 На следующий год нам опять предложили приехать. Мы приехали с рождественской сказкой, где также были танцы, стихи и песни. В этот раз мы выступали в Мелихово, в литературно-мемориальном музее Чехова. Также выступили в детском музыкальном театре им. САЦ, где был полный зал зрителей.

 

Когда и как Вам пришла идея открыть православный театр при Свято-Троицком Стефановом мужском монастыре?

 

В монастырь я пришла 5 лет тому назад. В 2009 году. Сейчас идет пятый сезон. Все получилось очень неожиданно для меня самой. Я воспитанница социалистической системы, но я никогда не отвергала Церковь. Я ходила в храм, но не была глубоко воцерковленным человеком, как и большинство людей моего поколения. Что интересно, во многих моих спектаклях, так или иначе, почему-то вкраплялись христианские мотивы, это было естественно. В советское время я никогда не задумывалась о том, что мне скажет мое начальство, если услышит что-то такое. Для меня было нормально, что дети в светской школе со сцены поют церковные песнопения в Рождественском спектакле. Все это очень логически входило в сценарий, и мне это очень нравилось. Нравилось и все.

 В 2009 году праздновался 100-летний юбилей Марфо-Мариинской обители милосердия. Я, признаюсь, к своему стыду, мало, что знала о ней. И вот, мне приходит приглашение из Москвы от Русского духовного театра «Глас» принять участие в фестивале посвященному этому событию. Я слышала о Марфо-Мариинской обители, и о ее основательнице – Елисавете Феодоровне, но только поверхностно. Глубоких познаний у меня не было. Я сразу нашла огромное количество литературы и стала изучать. Для меня открылся целый мир Дома Романовых. Елисавета Феодоровна меня просто потрясла своей деятельностью. Она необыкновенная подвижница. Я очень многое о ней узнала и считаю, что такими людьми Россия должна гордиться. Это печально, что я не знала ничего о ней раньше, но такая идеология была в советский период. Для меня тема Дома Романовых слала очень близкой, тем более, что многие его представители мученически закончили свою жизнь на территории Пермской губернии. И вот, я достаточно быстро ставлю спектакль. Спектакль оказался очень проникновенным. После Москвы мы этот спектакль показывали в 15-й средней школе. Посмотреть его приходили даже священники. Так у меня состоялось первое знакомство с насельниками Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря. Через год мы уже со школой им. Императрицы Александры Феодоровны, действующей при монастыре готовили бал. Вот так вот я оказалась в монастыре.

 

Расскажите о театральном коллективе «Вера», который Вы возглавляете

 

Театр существует с 2009 года. Актеры театра – это прихожане храма, которые имеют желание и талант к исполнительскому мастерству. Спектакли, которые мы ставим, рассказывают о простых людях, без пошлостей, которые, к сожалению, сейчас часто присутствуют на больших сценах. Более того, театр громко заявляет об именах, которыми должна гордиться Россия.

 И. о. наместника монастыря, игумен Серафим (Даниленко) и братия уделяют большое внимание духовному развитию прихожан, и несомненно, всеми силами стараются помочь в организации спектаклей.

 

Сколько на сегодня спектаклей Вы уже поставили в роли режиссера православного театра?

 

Больше пятнадцати. Параллельно с православной театральной студией я работала с общиной глухих и слабослышащих при Свято-Троицком Стефановом мужском монастыре. С ними мы ставили по три спектакля в год.

 Вообще, ставя те или иные спектакли, я замечаю удивительную вещь, которую можно назвать лишь промыслом Божиим, никак по-другому я это назвать не могу. Как-то раз, мы со слабослышащими ездили в паломническую поездку в Екатеринбург на Царские дни (Екатеринбург, Ганина Яма, Алапаевск). Это была очень хорошая поездка, значимая для меня. К этому времени я уже поставила спектакль о Елисавете Феодоровне, была уже погружена в этот материал. Меня мучила мысль о том, что о людях, которые погибли с преподобномученицей в Алапаевске почти никому ничего не известно. Большинство людей, приехавших в это святое место, не могут сообразить, кто эти семь человек, погибшие в шахте с Елисаветой Феодоровной. Кто такой Константин Константинович? Кто такой Сергей Михайлович? Кто такой Палей? Для многих сведения о них очень размыты. И меня это очень тронуло. Я решила эту тему развить. Промыслом Божиим на Ганиной яме мы встретили одного историка из Санкт-Петербурга. Разговорились с ним, я совершенно случайно сказала, что хочу поднять эту тему. Он сказал, что это почти невозможно. Ну, почти невозможно, а я все равно загорелась желанием рассказать людям о людях, которые погибли в Алапаевске. Так получился спектакль «Служу Отечеству», где было задействовано 35 актеров, которые играли по две и по три роли. Моя задача была рассказать о Великих Князьях не как о святых, а как о людях. Показать, что у каждого из них были свои жизненные перипетии. Чтобы человек мог видеть на сцене людей, с которых можно взять пример. Но самое удивительное, что отметили и зрители, наши актеры были очень похожи на персонажей, о которых они играли. Иначе как Божий промысел, я это не назову.

 

Расскажите о процессе написания сценария.

 

Я беру книги и пишу сценарий. Это очень трудно. Я ни одной фразы не могу выдумать от себя. Все строится на исторических фактах. На моих спектаклях часто присутствуют историки различной идеологической направленности. Но никто не упрекнул меня, в исторической неправде. У меня всегда любая фраза документально обоснована, моя задача драматически изложить ее. Каждую фразу в сценарии я много раз взвешиваю на весах, чтобы она была объективной с точки зрения истории. Я не могу ее ни перевирать, ни выдумывать. Все должно быть основано на фактах, какими бы они не были.

 

 

Расскажите о своих творческих планах.

 

Уже несколько лет у меня зреет идея о Ф. М. Достоевском, но это глубина без дна. У него все серьезно. Когда я окунулась в необыкновенную массу материала о нем как о человеке, я подумала, что это почти невозможно. Его "голыми руками" не возьмешь. А потом, надо многое изучать, надо как-то все исторические книжные фразы переложить в драматические диалоги, найти форму этого спектакля. Понять внутри, как донести то или иное переживание до зрителя, а это не так просто. Если ставить какой-то спектакль по произведению Достоевского, то все произведения уже экранизированы. По биографии Федора Михайловича тоже был снят сериал. Это зрителю уже не будет интересно. Значит, я должна найти и достать из огромного материала то, что действительно будет новым и интересным, в рамках монастыря. Надо найти что-то главное в его личности, что можно вытащить наружу и рассказать людям, чем я сейчас занимаюсь. Надо не забывать и о том, какие личности были рядом с ним, это и И. С. Тургенев, и В. Г. Белинский. Что происходило с Достоевским, когда он, общаясь с Белинским, отошел от веры? Как он рассуждал о вере? Как он трудно к ней шел? Надо показать его внутреннее состояние. Пока совершенно не знаю, как это сделать, но буду пробовать.

 

Вопросы задавала Ольга Троицкая

 


Комментарии

Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:

Введите текст на картинке
обновить текст