Список альбомов:



Пыскорский Спасо-Преображенский Ставропигиальный мужской монастырь. 1 часть: 1560-1753 гг.

Пыскорский Спасо-Преображенский Ставропигиальный мужской монастырь. 1 часть: 1560-1753 гг.

 

Вторым по времени своего основания на Пермской земле является ныне несуществующий Пыскорский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь. История его основания тесно связана с деятельностью в Перми Великой династии Строгановых.

Создатель солеваренной промышленности в Сольвычегодске, происходивший из семьи новгородского солепромышленника, Иоанникий Феодорович Строганов, в 1557 году докладывая царю Иоанну Грозному о разведанных путях в Сибирь и о возможностях развития там торговли, получил в награду огромные земли вдоль реки Камы, которые он представил, как ненаселенные, и обязался обжить.

По другой версии Иоанникий отправил к Великому Государю своего сына Григория с тем, чтобы тот просил об «отдаче им, Строгановым, пустопорожней земли с правом на ней рубить, пахать пашню, дворы ставить, людей призывать не письменных и не беглых, варницы заводить, соль варить». На что «Великий Князь в 1558 году дал Григорию Строганову желанную грамоту, которой представлялось Строгановым право владеть землей по обе стороны Камы с устья Лысьвы до Чусовыя реки на пространстве 146 верст со всеми условиями, высказанными Строгановыми в челобитьи». Это была огромная площадь земли.

Получив царскую грамоту, Строгановы немедленно переселились на вновь пожалованную им землю из своего имения в Сольвычегодске, переведя на новое место рабочих и людей, разбирающихся в солеварении. По праву принимать не беглых и неграмотных людей, которое давала им царская грамота, к Строгановым стали приходить люди, ищущие пропитания и крова. Таким образом, на пожалованной территории начали образовываться селения. Перед началом соледобычи, для защиты от набегов и грабежей со стороны инородцев, Строгановы «основали на правой стороне Камы на речке Пыскорки городок и назвали его, сообразуясь с местным наречием, Канкар (Канкор), или Кам-юрт, ибо место это было крепко и устрожливо».

Сохранилось предание, что «Аникий (Иоанникий) Федорович Строганов, обозревая пожалованные ему необитаемые места по речке Каме, увидел людей, облаченных в монашеские одежды, на месте близ ручья, который впоследствии получил название Пыскорки. Узнав, что люди сии отшельники, жившие в глубине леса в маленьких шалашах, он захотел бедные шалаши отшельников обратить в удобные келии и из ничтожного скита сделать монастырь». Однако это предание не имеет исторического подтверждения. Достоверно известно, лишь то, что Иоанникий Строганов имел расположение к монашеской жизни, потому что впоследствии сам принял монашеский постриг с именем Иоасаф.

Так или иначе, в 1560 году Иоанникием Строгановым был основан монастырь на правом берегу Камы, в устье речки Нижней Пыскорки, на расстоянии одной версты от Канкара (Канкора). Монастырю был присвоен 2-й класс.

По свидетельству епископа Амвросия (Орнатского), автора "Истории российской иерархии", Пыскорский монастырь, вероятно, изначально получил статус ставропигиального, по желанию и просьбе его основателя.

Однако, в дошедшем до нас тексте первого письменного документа, связанного с поставлением настоятелей в Пыскорском монастыре - в грамоте Патриарха Иова на поставление в архимандриты игумена Мисаила, Пыскорский монастырь не назван ставропигиальным. Но, сам факт поставления в настоятели монастыря кандидатов самим Патриархом, свидетельствует о том, что он напрямую подчинялся Первоиерарху Русской Православной Церкви. О статусе ставропигии, в некоторой степени, также свидетельствует и то обстоятельство, что в ведении монастыря находилось 17 храмов, расположенных на территории вотчины Строгановых. Вероятно, к этому времени Пыскорский монастырь был ставропигиальным фактически, не имея документального подтверждения.

Что касается самого монастырского устройства, то по данным пермского краеведа XIX века В. Шошонко, первой постройкой Пыскорского монастыря стал храм в честь Преображения Господня. В патриарших грамотах XVII века, также есть указание, что в храме кроме центрального предела были устроены пределы в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и преподобного Иоанникия Великого - небесного покровителя Иоанникия Строганова. Все монастырские здания, включая и монастырский храм, при основании обители были деревянными.

По свидетельству члена Пермской губернской ученой архивной комиссии М. И. Капустина к XIX веку не было каких-либо сохранившихся изображений, планов или зарисовок первоначальной постройки Пыскорского монастыря. До нашего времени дошло лишь изображение застройки монастыря после второго его переноса – на берег реки Лысьвы в XVIII веке.

Первым настоятелем Пыскорского монастыря был поставлен игумен Варлаам. Именно от его руки в Спасо-Преображенской обители принял постриг преподобный Трифон Вятский, тогда 22-летний Трофим, пришедший в новооснованный монастырь из Архангельской губернии. Молодого инока постригли около 1658 года. Спустя некоторое время Трифон решился оставить Пыскорский монастырь и отправиться в путь в поисках удобного места для безмолвной жизни.

В 1569 или 1570 году отошел ко Господу основатель обители - монах Иоасаф. После кончины своего отца, сыновья Иоанникия Строганова стали просить настоятеля обители, игумена Варлаама, перенести монастырь в построенный ими городок Канкор. Просьба эта была исполнена очень быстро. В том же году монастырь был переведен с сохранением прежнего названия - Пыскорский Спасо-Преображенский.

Священник Ипполит Словцов в статье о Пыскорском монастыре приводит текст письма, адресованный сыновьями Иоанникия игумену Варлааму. В документе в частности говорится: "И мы ныне в дом Боголепному Преображению и Пречистыя Рождеству, твою паству в монастырь даем свои новые роспаши от Лысьвы речки и по Лысве вверх до вершины, межную свою сторону и мельницу большую на Лысве и от Лысвы речки вверх до вершины, межную свою сторону и мельницу большую на Лысве и от Лысвы вниз по правую сторону Камы свои новые пашни и городок Канкор. И пожаловал бы ты начальник Варлаам, посоветовал бы твоей паствы с братством, чтобы перенесть и монастырь в городок, а церкви бы ставиши по вашему чину, как будет пригоже".

Из письма также видно,что к этому времени у монастыря было уже два храма - в честь Преображения Господня и в честь Рождества.

Н. Я. Краснов, бывший наставник Пермской семинарии, ссылаясь на сведения полученные из «полуистлевших остатках монастырского архива» и «домашних записок управляющего имением Строгановых – г. Волегова» утверждал, что перевод монастыря был связан с тем, что «грунт земли под монастырем оказался рыхлым, и едва прошло 10 лет со времени основания монастыря, волны Камския и сильные дожди успели уже подмыть берег и подорвать основание обители. Это обстоятельство заставило детей Иоанникия (Строганова) – Якова, Григория и Семена, перенести монастырь к устью речки Камгортки (городок Канкор), недалее версты от Пыскорки».

Однако, М. И. Капустин в своих письмах из Пыскора, обстоятельство подмыва берега относится скорее к причине второго, более позднего, переноса монастыря из Канкора на Лысьву, которое было организовано архимандритом Иустом в 1755 году.

Михаил Иванович в своих доводах ссылается на то, что место, где изначально находились монастырские постройки за несколько столетий так и не было размыто водой. Он полагает, что главной причиной переноса монастыря в 1570 году с Пыскорки в Канкор является то обстоятельство, что Канкор был первым поселением и местопребыванием в Перми Великой Строгановых. Но, найдя лучшую территорию с соляными рассолами, Срогановы основали второй городок – Кергедан (Орел-городок) и пересилились туда. Случилось это примерно в 1570 году, как раз в то время, когда сыновья Иоанникия просили игумена Варлаама перенести Спасо-Преображенский монастырь в Канкор. Городок оставался незанятым. К тому же, Канкор был достаточно укрепленным от набегов инородцев. Это было подходящее место для Пыскорского монастыря.

В переписи Перми Великой 1623-1624 годов из писцовой книги Кайсарова имеется подробное описание имений Спасо-Преображенского монастыря. Среди прочего в нем: "храм Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа... а в монастыре ж 18 келей, а в них келарь старец Андреян, да казначей Федосей с братьею, всего 50 человек... да в монастыре ж другой храм теплой с трапезою, Благовещение Пречистые Богородицы... да под колоколами храм Иванна Богослова... да на посаде ж под горою в девичем монастыре церковь Изосима и Саватеи Соловецких Чудотворцев... да около монастыря у Камы на берегу монастырская слободка, а в ней двор монастырской, а в нем живут монастырские служебники, в слободке ж двор служка монастырской... двор дьячек... да крестьянских дворов... да места дворовые... и всего двор монастырской, да двор служек, да двор дьячков, да 20 дворов безпашенных крестьянских, да двор бобыльской, а людей в них то ж, да двор пустой, да 3 места дворовых. Пашни паханые монастырские худые земли 51 четьи с осминою, да перелогом 8 четьи с осминою в поле, а в дву по тому ж. Лесу пашенного 20 десятин, сена на реке на Каме и на речке на Зырянке вверх по обе стороны до гранные ели и у Чашкина озера по истоку 1550 копен. Да к слободке ж монастырских починков: починок Лысьва на р. на Каме и на речке на Лысьве... деревня что был починок Новинка на реке на Каме... починок Верхокамцов на реке на Каме... починок Микулин на реке на Каме... починок Куземкин на ручью... починок Серин на роднике... починок Вятцкой Мыс на ручью... починок Большая Новина на ручью... починок Чудинова Новина на ручью... починок Юшки Ламонова на ручью... починок Благовещенской на реке на Каме... пустошь, что был починок Верхней на реке на Каме... того ж монастыря на реке на Каме остров Побоищной на усть речки Зырянки... да в Усольском же уезде на речке на Роднике бывала мельница немецкое колесо, а ныне тое мельницы и плотины нет".

В XVII веке у монастыря существовало три монастырских подворья – два в Москве, каменное и деревянное, и одно в Соликамске.

Тарханной грамотой царя Михаила Феодоровича 1626 года монастырские крестьяне освобождались от всех государственных повинностей. Освобождались от пошлин и монастырские варницы. Эти милости были подаянием "на монастырское строение, на ладан и на свечи и на вино церковное".

В 1629 году монастырские владения увеличились рекою Северным Кондасом и речкой Сирью, пожертвованным внуками Иоанникия Строганова - Андреем и Петром. Примерно в это же время монастырю Государем были пожалованы земли по берега речки Мечки и в пустоши Ногаевой в Кунгурском уезде.

Монастырю принадлежало несколько солеварных заводов. К середине XVIII века выварка соли доставляла обители до 20 тысяч рублей дохода в год. К этому времени Пыскорский монастырь являлся одним из богатейших монастырей Российского царства.

Сколько времени первый настоятель игумен Варлаам возглавлял Пыскорскую Спасо-Преображенскую обитель неизвестно. Был ли кроме игумена Варлаама в XVI веке другой настоятель - также неизвестно. Следующим за Варлаамом настоятелем монастыря, о котором сообщают письменные документы, был игумен Мисаил, возведенный на эту должность решением первого патриарха царствующаго града Москвы и Великого Росийского царствия Иовом.

В газете "Пермские епархиальные ведомости" 1876 года, протоиереем Петром Ярушиным приведены тексты патриарших грамот, о поставлении в Пыскорский монастырь настоятелей в XVII веке.

Так, в 1601 году патриархом Иовом был возведен в сан архимандрита и преставлен к Пыскорскому Преображенскому монастырю уже упомянутый игумен Мисаил, ранее служившийв Телеговском монастыре Вологодской губернии.

В 1605 году патриархом Иовом в сан архимандрита был возведен и приставлен к Пыскорскому Преображенскому монастырю священно-инок Арсений, служивший в Прилуцком монастыре на Вологде.

Третьим документом, приведенным в Пермских епархиальных ведомостях является грамота патриарха Иосифа 1646 года, адресованная архимандриту Пыскорского монастыря Ермогену. В ней содержалось указание о том, что на месте сгоревшего соборного храма в честь Преображения Господня необходимо строить соборный каменный храм с сохранением всех пределов.

Еще одна грамота 1656 года была написана патриархом Никоном на возведение постриженника Пыскорского монастыря черного попа Пафнутия в сан архимандрита.

В период с 1660 по 1755 годы Пыскорский Спасо-Преображенский монастырь уже не был напрямую подчинен патриархам, но находился в ведении Вятских архиереев. Этот период не был временем расцвета Пыскорской обители. За это время в монастыре сменилось много настоятелей. Периодически обителью управляли иеромонахи и даже иеродиаконы.

После архимандрита Пафнутия около шести лет монастырем управлял архимандрит Изосим, при нем были освящены храмы, построенные предшественником - каменный храм Преображения Господня и храм Пыскорского девичьего монастыря. После архимандрита Изосима около двадцати лет монастырем управлял архимандрит Евфимий (Свирепов).

При нем состоялся обмен монастырской Соликамской земли на земли Строгановых, расположенных около реки Полуденного Кондаса. Также между архимандритом и Строгановыми был заключен договор о том, чтобы Строгановы не препятствовали строительству монастырских варниц в Дедюхине и на Березовом острове. При архимандрите Евфимии в 1705-1706 годах был построен деревянный храм в деревне Ощепково, который стал именоваться Полевым.

После архимандрита Евфимия, настоятелем Пыскорского монастыря стал архимандрит Сергий II, который управлял обителью десять лет, с 1715 по 1725 годы. После него монастырем управляли казначей Дорофей и келари Иона и Павел, в течение трех лет.

В 1728 году в Спасо-Преображенский монастырь прибыл архимандрит Павел, который управлял обителью около четырех лет. Его усилиями в Красном селе был освящен каменный храм во имя мученика Иоанна воина.

После архимандрита Павла с 1732 по 1740 годы Пыскорским монастырем управлял архимандрит Даниил. При нем был заложен и освящен каменный храм в Дедюхине. При нем в соляных промыслах Пыскорского монастыря от правительства было учреждено комисарство. С его учреждением были ограничены права настоятелей.

После архимандрита Даниила настоятелем монастыря с 1740 по 1742 годы был архимандрит Павел (Вотинов), который будучи иеромонахом был судьей Вятской консистории.

В 1742 году в Пыскорском Спасо-Преображенском мужском монастыре архимандрита не было. В последующие двадцать лет нет определенных сведений о том, кто управлял монастырем. В синодике Дедюхинского Христорождественского собора в это время упоминается архимандрит Пахомий, а из дела архива Пермской духовной консистории следует, что был в Пыскорском монастыре архимандрит Иоасаф, служивший в нем в 1752-1753 годы.

 

Подготовила Ольга Троицкая

(Продолжение следует)


Комментарии

Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:

Введите текст на картинке
обновить текст