Список альбомов:



Известные выпускники Пермской Духовной Семинарии

Архимандрит Антонин (Капустин) (1817-1894)

Архимандрит Антонин, в миру Андрей Иванович Капустин, родился 12 августа 1817 г. в селе Батурине Шадринского уезда Пермской губернии, воспитывался в Далматовском духовном училище (1825-1830), Пермской духовной семинарии (1830-1836), Екатеринославской духовной семинарии (1836-1839) и Киевской духовной академии (1839-1843). По окончании академического курса со степенью магистра он был оставлен при той же академии сначала преподавателем, а потом помощником инспектора. 7 ноября 1845 г. А. Капустин был пострижен в монашество с именем Антонин Киевским митрополитом Филаретом. В 1850 г. он был назначен настоятелем при русской посольской церкви в Афинах, а в 1860 г. переведен на туже должность в Константинополь. Возведенный еще в 1853 г. в сан архимандрита, отец Антонин с 16 июля 1865 г. назначен настоятелем русской духовной миссии в Иерусалиме, где и оставался до своей кончины, последовавшей 24 марта 1894 г.
В течение почти тридцатилетнего настоятельства в Иерусалиме архимандрит Антонин оказал огромные услуги русской духовной миссии. Он был одним из учредителей Императорского Православного Палестинского общества. Энергично и твердо он отстаивал он интересы русского дела в Святой земле, без всяких почти средств, исключительно благодаря своей энергии, он построил несколько храмов в Палестине, буквально вырвал из рук европейцев и приобрел для русских некоторые важные для каждого христианина места земной жизни Иисуса Христа, создал ряд странноприимных домов и больницу в Святой земле для паломников. Недовольные его деятельностью европейцы старались удалить его всевозможными способами, но он перенес все, отказался даже от архиерейского сана ради интересов русских в Святой земле.

 

Аркадий (Ершов) архиепископ Свердловский и Ирбитский (1878-1937)

Священномученик Аркадий (в миру - Александр Павлович Ершов) родился 15 августа 1878 г. в г. Кунгуре Пермской губернии в семье священника. В 1901 г. окончил Пермскую Духовную семинарию. В 1902 г. рукоположен в сан священника. Будущий святитель учился в Варшавском и в Петербургском Императорских университетах. В сане священника он служил на разных приходах своей родной Пермской епархии. С 1913 г. исполнял обязанности благочинного 3-го , округа.
В 1915 г. он откомандирован в распоряжение протопресвитера армии и флота и назначен священником 75-го стрелкового полка. 1 марта 1917 г. Отец Аркадий назначен благочинным 12-й Сибирской стрелковой дивизии. 20 октября того же года он эвакуирован по болезни и прибыл к месту своего служения в с. Стефановское Пермской епархии. В 1918 г. овдовел. Несмотря на трудности военного, а впоследствии, и революционного времени, отец Александр Ершов не изменил своему священническому служению и все свои силы отдавал на служение Святой Церкви.
22 марта 1924 г. священник Александр Ершов был пострижен в мантию, возведен в сан архимандрита, а 30 марта того же 1924 г. в г. Москве хиротонисан во епископа Кунгурского, викария Пермской епархии.
28 июля 1924 г. епископ Аркадий был назначен временно управляющим Свердловской (Екатеринбургской) епархией и всегда оставался непримиримым противником обновленчества, любвеобильным ко своей, вверенной ему Богом, пастве, ревностным и бесстрашным служителем Святой Матери-Церкви, верным собратом православных архипастырей, оставшихся в общении с Патриаршей Церковью, так же самоотверженно несшим тяжкий крест архиерейства, усердным молитвенником за свою многострадальную паству. Благодаря усилиям епископа Аркадия, Екатеринбург стал досягаем для управления православной иерархией и, к концу 1924 г., благодаря самоотверженному архипастырскому служению епископа Аркадия (Ершова) Екатеринбургский, Нижнетагильский и Шадринский округи стали опорой Святейшего Патриарха Тихона на Урале. В 1925 г. епископ Аркадий стал самостоятельным, то есть автономным, епископом Кунгурским согласно определению Поместного Собора 1917-1918 гг. о временной самостоятельности епархий в случае невозможности канонической связи с центральным церковным управлением в Москве, со Святейшим Патриархом и Синодом. После временного управления Екатеринбургской епархией епископом Алексиеи (Буй), епископ Аркадий, согласно определению Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола Православной Российской Церкви митрополита Сергия (Страгородского), с февраля 1927 г. вновь взял управление в свои руки.
27 мая 1927 г. митрополит Сергий (Страгородский) издал Указ о регистрации органов епархиального управления. 2 августа 1927 г. епископ Аркадий, как временно управляющий Свердловско-Ирбитской епархией, одновременно с регистрацией органов епархиального управления Свердловской епархии получил регистрацию и Епархиального Совета, в составе четырех протоиереев.
23 января 1929 г. епископ Аркадий был переведен на Омскую кафедру, а 23 октября 1930 г. - на Чебоксарскую. Все перемещения происходили по указке богоборческой власти, не желавшей, чтобы епископы оставались в своих епархиях долгое время, и это, конечно, не могло не послужить причиной расстройства дел в управлении епархиями, на что рассчитывали большевики.
С ноября 1931 года епископ Аркадий, Промыслом Божиим, становится управляющим Свердловской епархией, но уже как официальный правящий архиерей Свердловской и Ирбитской епархии Русской Православной Церкви, избрав себе кафедральным городом Невьянск, но оставаясь с титулом Сверловского и Ирбитского. Сколько бессонных ночей провел в прилежных своих молитвах о судьбе своей паствы владыка Аркадий. Еще более сложной была обстановка на Урале, где обновленцы быстро сколотили себе общины своих сторонников, заручаясь поддержкой богоборческой власти, хотя сами, может быть, до конца этого не осознавали. Это тоже была, хотя и бывшая, но паства владыки Аркадия. О их вразумлении и возвращении в Церковь день и ночь молился владыка, и некоторые возвращались. Однако, в качестве официального правящего архиерея Свердловской епархии епископу Аркадию суждено было пробыть всего две недели - властям было не выгодно, чтобы епархией управлял такой сильный и бесстрашный архиерей как епископ Аркадий. Он стойко претерпевал все лишения и скорби. Епископ был арестован и этапирован в Омск, где был приговорен к трем годам ссылки в Казахстан. Оттуда владыка Аркадий не переставал управлять Свердловско-Ирбитской епархией.
После отбытия срока, в апреле 1935 г., он был освобожден и Заместителем Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополитом Сергием возведен в сан архиепископа (Свердловского и Ирбитского). Но был отстранен от церковного управления, не допущен к месту своего архиерейского служения - в город Свердловск и проживал на покое, а фактически, под домашним арестом, в поселке Балмошная в пригороде г. Перми, оставаясь титулованным архиереем Свердловским и Ирбитским.
29 сентября 1935 г. архиепископ Свердловский и Ирбитский, проживавший на покое, был арестован и этапирован в Сибирь в пятилетнее заключение. В 1937 г. против владыки Аркадия, находящегося в заключении, было начато новое дело с обвинением в принадлежности к контрреволюционной группе, состоявшей из епископов и священников, которые вели среди заключенных антисоветскую агитацию. Архиепископ и в этих невыносимых условиях всегда держался мужественно, взирая с надеждою на будущую, нескончаемую жизнь, которую подаст ему Господь за его крепкую, непоколебимую веру, высокое христианское смирение, стойкое перенесение скорбей, за нескончаемую любовь к Богу и людям, ради жизни и спасения которых он положил всю свою многострадальную, исполненную скорбей и болезней, Богом данную ему жизнь.
Все возводимые на него обвинения архиепископ Аркадий решительно отклонил. Видя стойкость и твердость архиерея, Тройка УНКВД по Кемеровской области своим постановлением от 28 октября 1937 г. приговорила архиепископа Аркадия к высшей мере наказания - расстрелу.
Архиепископ Свердловский и Ирбитский Аркадий был расстрелян 3 ноября 1937 г. в ИТЛ недалеко от Кемерово. Место погребения его тела неизвестно.

 

П. П. Бажов (1879-1950)

Известный литературный деятель Павел Петрович Бажов родился в 1879 г. в Сысертском заводе недалеко от Екатеринбурга. В 1899 г. окончил Пермскую семинарию. В году учебы был активистом революционного кружка, занимался распространением провокационной литературы. После семинарии учительствовал в Екатеринбурге и в Камышлове. В 1918 г. вступил в РКП (б), участвовал в Гражданской войне. После Гражданской войны писал исторические очерки по истории революции и Гражданской войны на Урале и в Сибири. Стал известен как писатель сказов, в которых были собраны мистические представления народа Урала: «Малахитовая шкатулка», «Ключ-камень», «Сказы о немцах» и др.

 

В. С. Верхоланцев (1879-1947)

Владимир Степанович Верхоланцев, известный пермский краевед и педагог, родился в 1879 г. в Томске, после смерти матери в 1890 г. вместе с отцом переехал в Пермь. Позднее в Перми получил духовное образование, окончив духовное училище и семинарию. В 1905 г. окончил Казанскую Духовную Академию. После окончания академии преподавал в епархиальном женском училище, с 1914 г. - в духовном училище. Свои краеведческие труды Верхоланцев начал печатать в 1912 г. в пермских периодических изданиях. В 1913 г. вышел самый главный его труд «Город Пермь, его прошлое и настоящее». После закрытия духовного училища в 1918 г. Верхолнцев много лет работал библиотекарем и преподавал в школах города. В 1922 г. окончил историко-филологический факультет Пермского университета. В 1930-е годы Верхоланцев стоял членом многих краеведческих кружков города. В 1847 г. знатный краевед скончался. Этого выпускника Пермской семинарии называют связующим звеном между пермскими краеведами XIX и XX  века.

 

А. В. Карташев (1875-1960)

Карташев Антон Владимирович (1875-1960), русский православный историк, богослов и библеист. Родился в семье уральского шахтера. Богословское образование получил в Пермской Духовной Семинарии (1894) и Санкт-Петербургской Духовной Академии (1899), где до 1905 был доцентом по кафедре церковной истории. Уйдя из духовной академии, Карташев преподавал историю религии на Высших женских курсах (1906-1918). Поиски путей обновления церковной жизни сблизили его с кружком Мережковского и с Булгаковым. Широта воззрений Карташева никогда не отдаляла его от Православия, которому он оставался верен до конца дней. Как публицист, Карташев выступал с резкими обличениями церковных недугов. Принципиальность и интеллектуальная честность особенно проявились в его поздних трудах: «История Русской Церкви» (Париж, 1959) и «Вселенские Соборы» (Париж, 1963). Карташев издавал газету «Вестник Жизни», состоял председателем Религиозно-философского общества (1909) и был сотрудником Петербургской публичной библиотеки. После падения царского режима Карташев занял пост обер-прокурора Синода, но через 10 дней, по его же инициативе, эта должность была упразднена, и Карташева назначили министром вероисповеданий. От имени Временного правительства он открыл 15 августа 1917 Поместный собор Русской Православной Церкви и принял в его работе деятельное участие. Когда министерство было ликвидировано, Карташев основал «Братство св.Софии», в которое входили представители духовенства и церковной интеллигенции. В 1919 К. выехал из России. В Париже он стал одним из основателей и профессором Свято-Сергиевского богословского института (1925-60). Карташев принимал участие в Византологическом конгрессе (Палермо), в деятельности экуменических конгрессов (Оксфорд, Эдинбург).

 

С. А. Луканин (1840-1904)

Известный пермский миссионер - протоирей Стефан Луканин окончил Пермскую семинарию в 1862 г., в том же году он был рукоположен в священника церкви Бикбардинского завода. В 1876 г. он был переведен в Благовещенский собор г. Кунгур, а позднее в Свято-Успенский монастырь г. Перми. Стефан Луканин известен как миссионер среди старообрядцев и основатель Белогорского Свято-Николаевского православного миссионерского мужского монастыря. В 1890 г. на Белой горе был установлен поклонный крест. В 1894 г. на Белой горе произошло освящение первого храма в честь святителя Николая. К этому событию местный старообрядец Петр Коноплев принял православную веру, постригся в монахи с именем Варлаам и стал священником. В день освящения первого храма на Белой горе иеромонах Варлаам стал первым наместником нового монастыря. Протоиерей Стефан Луканин оказывал самую посильную помощь в становлении обители, число братии которой позднее достигала более 400 человек.


Д. Н. Мамин - Сибиряк (1852-1912)

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, сын священника, родился в 1852 г. в Висимо-Шайтанском заводе Пермской губернии. Обучался в Пермской семинарии, но полного курса не окончил, в 1871 г. он поступил в медико-хирургическую академию, а в 1876 г. перешел на юридический факультет Петербургского университета, но курс не окончил.
Д.Н. Мамин-Сибиряк известен как литературный деятель. Его литературная известность началась в 1882 г., когда он поместил повесть «На рубеже Азии» в журнале «Устои». Наибольшую известность Мамин - Сибиряк приобрел как бытописатель Урала. Его лучшие произведения «Горное гнездо», «Три конца», «Братья Гордеевы», «Миллионер», рассказы для детей «Аленушкины сказки» и др.

 

П. Н. Серебренников (1848-1917)

Павел Николаевич Серебренников родился в селе Архангельском Соликамского уезда Пермской губернии, в 1870 г. окончил Пермскую духовную семинарию и поступил в Петербургскую военно-медицинскую академию. Еще в студенческие годы он женился на Е. П. Солониной, которая вместе со своим мужем прославилась как замечательный врач. В 1885 г. П. Н. Серебренников вернулся в Пермь, где занял должность врача при Пермской губернской Александровской больнице. За большой труд «Медико-санитарное описание города Ирбита» Серебренников был удостоен степени доктора медицинских наук. При участии П. Н. Серебренникова была построена в 1896 г. ремесленная церковно-приходская школа при Богородицкой церкви. Он много добился и как член Богородицкого попечительского общества. С его помощью в Перми были открыты дешевые, и даже бесплатные столовые для бедных. Он является одним из организаторов научно-промышленного музея, несколько лет был его председателем. По инициативе Павла Петровича и его супруги в 1890 г. в Перми была открыта богадельня для слепых. В 1900 г. в богадельне проживало 100 человек, имелась сапожная, корзиночная мастерские.

 

И.М. Первушин (1826-1900)

Священник Иоанн Михеевич Первушин был выдающимся математиком. Он родился в 1826 г. в Архангело-Пашийском заводе Пермского уезда, образование получил в Пермской духовной семинарии (1838-1846) и Казанской духовной академии (1846-1850). По окончании курса академии И. М. Первушин был назначен преподавателем математики в родной ему Пермской духовной семинарии, а потом был рукоположен во священники села Замараева Шадринского уезда Пермской губернии, где и прослужил 30 лет.
Здесь в деревенской глуши, он все досуги посвящал занятиям своей любимой науки - математики, состоял в переписке со многими известными учеными - математиками, много читал, выписывал книги и журналы и сделал важные открытия в теории чисел, за которые был избран в члены - корреспонденты С.- Петербургской, Парижской и Неаполитанской академий наук.
О М. Первушине заговорили уже в Петербурге как о сильном математическом таланте после представления им в С.- Петербургскую академию наук сочинения о теореме Ферми и открытия названного в честь него «первушинского числа». Тогда только епархиальное начальство вспомнило о нем и его перевели в г. Шадринск, где он прожил недолго и был назначен в село Мехонское того же уезда, где и скончался 17 июня 1900 г.

 

А. С. Попов (1859-1906)

Изобретатель радио Александр Степанович Попов родился в феврале 1859 г. в Турьинских рудниках Верхотурского уезда Пермской губернии.
По окончании Пермской духовной семинарии по первому разряду(1877 г.) и Петербургского университета по физико-математическому факультету (1882 г.) он в 1883 г. был назначен преподавателем математики миног офицерского класса и одновременно преподавал электротехнику в инженерном училище. После изобретения радио Попов делается известным ученным и в 1902 г. занимает кафедру профессора электротехнического института, где в 1905 г. избран директором. В 1905 г. по инициативе Попова в Перми было сделано городское уличное освещение. Скончался великий ученый 1 января 1906 г.
Мнение, что изобретателем радио был итальянец Маркони, ошибочно. Описание приемников электромагнитных волн напечатано Поповым в декабре 1895 г. в журнале физико-математического общества и вскоре переведено на французский язык, тогда как первые известия об изобретении радио Маркони появились в печати в августе 1896 г., и были они напечатаны после того, как Маркони посетил Петербург.

 

Е.А. Попов (1824-1888)

Историк Пермской епархии, выдающийся духовный писатель и общественный деятель протоиерей Евгений Алексеевич Попов родился в 1824 г. в г. Красноуфимске в семье священника. Образование он получил в Пермской духовной семинарии. По окончании семинарии в 1844 г. он был рукоположен в священника села Тохтаревского Красноуфимского уезда, от куда через 5 недель был переведен в Спасо-Преображенскую церковь г. Кунгура, где священствовал 9 лет. 1 мая 1853 г. Е. А. Попов был переведен в Петропавловский собор г. Перми, а 29 января 1854 г. в Пермскую Рождество-Богородицкую церковь. В 1862 г. он назначен благочинным 2-го округа Оханского уезда с местопребыванием в Нытве, а в 1871 г. он был переведен обратно в Пермь в Воскресенскую церковь, где и служил до 1887 г., когда был назначен священником церкви при Пермской пересыльной тюрьме. Скончался о. Евгений 17 мая 1888 г.
Литературная деятельность протоиерея Евгения Попова началась в 1852 г. Выдающимися работами его являются «Великопермская и пермская епархия» (исторический очерк), «Письма по православному догматическому богословию», «Православное нравственное богословие», «Домашние наставления пастыря», «Беседы о разных предметах веры и нравственности христианской» и др. За активную литературную деятельность Петербургская духовная академия избрала о. Евгения своим почетным членом. Эта беспримерная награда для приходского священника с семинаристским образованием произвела в свое время большую сенсацию в среде столичного духовенства. Кроме того, по инициативе этого талантливого священника в Перми была построена часовня Стефана Великопермского с помещениями для внебогослужебных бесед.

 

В.М. Флоринский (1833-1899)

Учредитель Томского университета Василий Маркович Флоринский родился в 1833 г. в семье духовенства в Шадринском уезде Пермской губернии. Получил образование в Пермской духовной семинарии и в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, где окончил курс в 1858 г. По окончании академии был причислен ко 2-му сухопутному военному госпиталю. Получив в 1861 г. степень доктора медицины, Флоринский поехал в Германию, где два года изучал акушерство. Возвратившись из-за границы, он получил должность адъюнкт - профессора медико-хирургической академии по кафедре акушерства, в 1868 г. получил звание экстраординарного профессора, а в 1878 г. был переведен в Казанский университет на кафедру акушерства и женских болезней, где и служил до 1885 г., когда занял должность первого попечителя Западного Сибирского округа. Здесь Флоринский проявил большие организаторские способности в деле окончания в Томске университетских построек и установления нового порядка управления учебным делом в Сибири. По его идеи в Томске было открыто общество естествоиспытателей и врачей. Скончался В.М. Флоринский 3 января 1899 г. Кроме трудов по медицине от Флоринского еще остались труды по этнографии, археологии и истории, например, «Башкирия и башкиры», «Археологический музей томского университета» и др.