Список альбомов:



Становление Пермской епархии

Летопись Пермской митрополии

«Пера Маа» - на языке коми значит «дальняя земля». В те времена, когда слава Руси Великой уже гремела за пределами Киева, когда росли и ширились русские города, когда строились соборы, развивались науки и ремёсла, когда под небом Московии уже раздавался сочный звук литых колоколов, Пермь оставалось глухой и дикой землёй, населённой языческими племенами, страшной сказкой для детей, загадкой для историков, заповедной мечтой путешественников.

Всё это - прошлое нашей земли, далёкое и полное тайн. Рассказывают, что лишь в начале XIV века правители Руси заинтересовались обширной таёжной территорией, жители которой, дикари и нехристи, всячески уклоняются от уплаты налогов (хотя и обязаны их платить), по причине своей крайней отстранённости от политического центра страны, глубокой необразованности и неоднозначного отношения к княжеской власти. Москва, уставшая от междоусобиц, стремилась к образованию единого централизованного государства, и тысячи людей из Новгорода, Ростова и Суздаля направились осваивать заповедные уральские земли.

Новгородцы основали на реке Усолке солевые варницы, давшие начало городу Соликамску и множеству небольших поселений вокруг. Месторождения активно разрабатывались, пришельцы быстро оценили богатство новых земель. Скоро Пермь стала Пермью Великой, полноценной частью Русского государства. А колонизаторы, преодолев горные отроги, двинулись дальше,  в Сибирь.

Но ещё раньше, гораздо раньше того, как появились большие города и солеваренные заводы, в Прикамье зазвучало слово Божие. Высокую и опасную миссию просвещения диких народов взял на себя святитель Стефан Великопермский, ныне один из самых почитаемых в Пермском крае святых. 

Более тысячи километров прошёл Стефан по пермской земле, уничтожая кумирни и священные деревья зырян, основывая церкви и ставя кресты. Его благая проповедь, произносимая на родном для зырян языке, убедила многих поверить ему. У святителя появились друзья и сторонники, но труден был его путь, и с каждым днём, с каждым разрушенным им капищем всё более неистовствовали враги. Сколько бед, сколько козней подстраивали они, только бы истребить ненавистного им проповедника! Но Господь хранил своего посланника, а вера и мужество Стефана преодолели все вражеские препоны. Всё больше и больше людей отказывались от прежних своих убеждений и принимали истинную Христову веру. В 1383 г. была учреждена Пермская епархия.

Почти до конца жизни святитель путешестовал по пермской земле. Лишь незадолго до своей кончины он покинул уральский край и отправился в Москву. Его провожали толпы людей, бывшие язычники рыдали, отпуская своего пастыря. Они чувствовали, что святитель более не вернётся в свою Пермь.

Святой Стефан преставился в праздник Преполовения Пятидесятницы, вечером 26 апреля 1396 г. Похоронен в Москве. Оставшаяся от него реликвия - апостольский посох, впоследствии обложенный костью с вырезанными на ней изображениями подвигов святого и с надписью: «Се есть деяние епископа Стефана Пермского», - в настоящее время хранится в Пермском краеведческом музее.

В те далёкие дни началась история православной Перми. Надо сказать, что история эта до сих пор полностью не исследована, но мы постараемся рассказать о самых значительных и интересных моментах в жизни епархии, о её великих святых и мучениках, о храмах и монастырях, о святынях, которые в них хранятся, и о той благодати, которая подарена нашему суровому краю Господом.

Самый древний город Прикамья, столица Перми Великой,  - Чердынь, основанная  в  XV - XVII веках. Здесь находится одна из древнейших на Урале святынь - Вознесенский храм Иоанно-Богословского  мужского  монастыря, основанный в  1462 году. В нем сохранился иконостас XV века, древние иконы и  другие святыни Перми Великой XV - XVII веков. В последующие столетия обители возникали одна за другой, к XVII столетию их было уже более двадцати. Некоторые из них впоследствии были упразднены, некоторые объединялись или переносились на новое место, но процесс этот не затихал вплоть до 1917 г.

В XVI веке был построен Спасо-Преображенский монастырь - богатейшая обитель края, расположеннная в живописном месте на берегу Камы. В этих местах промышленники Строгановы, получившие от царя жалованную грамоту на прикамские земли, основали свой первый на Урале городок. Аника Строганов передал вновь созданной общине окрестные земли и всячески поддерживал его на протяжении своей жизни. К XVIII веку монастырь владел землями на 50 вёрст вокруг, двумя подворьями в Москве и одним в Соликамске, но реформы, проводимые Екатериной II, разорили монастырь, и в настоящее время он не существует. 

Важной страницей в истории епархии стало заточение в 1601-1602 гг. в деревушке Ныробка (недалеко от  города Чердынь) Михаила Никитича Романова, дяди первого царя из Династии Романовых. Сегодня Ныроб - один из самых известных на Урале центров всероссийского православного паломничества.

XIX век внёс новые изменения в жизнь Пермской епархии. В 1880 г. в Перми была учреждена архиерейская кафедра и назначен первый епископ - Иоанн. Долго возглавлять епархию ему не пришлось,  так как скончался он меньше чем через год, но во время его правления появилась духовная семинария, славившаяся широтой и качеством образования. Её воспитанники изучали не только обязательные для будущих священников предметы, связанные с богословием, но и математику, физику, геометрию, и даже основы медицины. Выпускниками Пермской Духовной Семинарии в разное время стали начальник Русской миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин), церковный историк А.В.Карташов, изобретатель радио А.С.Попов, писатели Д.Н.Мамин - Сибиряк и П.П.Бажов.

В период с 1868 по 1876 гг. в Перми открываются Успенский женский монастырь и Иоанно-Предтеченский женский монастырь в Кунгуре. Архиепископ Антоний, как и его предшественники, совершенствовал миссионерское дело в епархии, а при епископе Вассиане в Перми стало известно имя протоиерея Стефана Луканина, будущего основателя Белогорской обители.

1904 г. памятен для епархии как год, когда Пермь посетил будущий святой праведный Иоанн Крондштадтский.

В это время в далёкой Москве начались революционные беспорядки. До Урала они дошли с опозданием, но всё-таки не могли не сказаться на умонастроениях пермского общества. Некоторые монастыри были закрыты без особых причин. Это была всего лишь капля из той волны, что должна была обрушиться на процветающую Пермскую и Соликамскую епархию через несколько лет...

1908-1914 гг. не были отмечены никакими болезненными для края событиями. Возрождается Иоанно-Богословский монастырь в Чердыни, создаётся Фаворская Спасо-Преображенская пустынь в Еловском уезде. Перед революцией Пермская епархия насчитывала около 630 церквей, 405 часовен, 8 монастырей.

Всё рухнуло в одночасье. Октябрьский переворот прошёл по стране, как стихийное бедствие, и Пермь не избежала общей участи. В те годы епархией временно управлял викарий владыки Андроника Феофан. Большевики безжалостно расправились в «предводителем мракобесия»: епископа жестоко истязали и, желая продлить его мучения, ещё живого бросили в Каму. Ныне Владыка Феофан прославлен в лике святых.

В апреле 1918 г. вернулся из Москвы Владыка Андроник. Его мужество, честность и долг пастыря, которым он не мог пренебречь, заставили его вступить в решительную борьбу с новоявленными властями. Он защищал храмы от разграбления, запрещал большевикам глумиться над верой, в лицо называл их врагами Церкви, не поддавался на уговоры. Естественно, представителям власти быстро надоел строптивый епископ, и они расправились с ним с бесчеловечной жестокостью: Владыка Андроник был живьём закопан в землю.  Палачи цинично разделили между собой оставшиеся от мученика «трофеи» - чугунные часы, панагию и позолоченную цепочку.

Советская власть стремилась уничтожить всё, что было связано с патриархальной Русью, всё, что не могло сгодиться для переплавки и обращения в деньги. Драгоценнейшие иконы, шедевры деревянного зодчества без всякого сожаления отправлялись в топку ошалевшими от вседозволенности антиклерикалами. Только чудом, не иначе как Божиим промыслом, удалось спасти некоторые реликвии, которые бережно хранятся сейчас в музее. Неоценима заслуга Игоря Эммануиловича Грабаря, знаменитого реставратора и знатока древнерусского искусства, приехавшего в Пермь в 20-е годы. Его авторитетное мнение помогло ограничить большевистский произвол, и именно благодаря ему осталась цела уникальная коллекция резной деревянной скульптуры XVI - XIX вв., подобной которой нет ни в одном городе России.

С большими потерями  пережила епархия правление Хрущёва. И кто знает, как сложилась бы её судьба, если бы в стране опять не последовали перемены.  Начало архипастырского служения Владыки Афанасия совпало как с началом перестройки, так и с началом возрождения епархии. В последние годы XX века в Прикамье было открыто свыше 130 новых приходов, 7 монастырей, десятки воскресных школ.

С марта 2010 года Пермскую кафедру возглавляет митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий  (Немцов). Владыка Мефодий обращает особенное внимание на просветительскую и реставрационную деятельность. За время его служения на Пермской кафедре уже восстановлены многие храмы, епархия стала известна как одна из самых больших в России по количеству монастырей.

Кроме того, Парма, сердце уральской земли, - настоящий заповедник культурного наследия России, хранитель шедевров древнего зодчества, тихий уголок изумительной русской природы. Мы верим, что православные паломники со всей страны, ещё не знакомые с уральской сокровищницей, не останутся равнодушными к чтимым святыням нашего края.

19 марта 2014 года Священным Синодом "ЖУРНАЛ № 9" Пермская епархия преобразована в Пермскую митрополию, включающую в себя Пермскую, Кудымкарскую и Соликамскую епархии.