Официальный портал Пермской митрополии
по благословению
митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия
Нужна помощь! ![]() Епархиальный центр поддержки материнства и детства «Колыбель» очень нуждается в колясках, кроватках, питательных смесях для детей, а также других необходимых предметах для малышей. Просьба звонить по тел.: 236-50-54 Адрес: г. Пермь, ул. Пушкина, 83
|
Столетний юбилей
Столетний юбилей
17 мая 2017 года исполняется 100 лет со дня рождения митрофорного протоиерея Владимира Жохова. К этой памятной дате мы приготовили небольшой материал, повествующий о жизни и деятельности священнослужителя и миссионера, двадцать семь лет прослужившего в Пермской епархии.
Предлагаем вашему вниманию краткий очерк о жизненном пути отца Владимира, написанный его старшим сыном – А. В. Жоховым, кандидатом философских наук, заведующим кафедрой социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Пермской духовной семинарии; воспоминание протоиерея Иоанна Патласова, служившего с отцом Владимиром и отрывок из дневниковых записей протоиерея Владимира Жохова.
От сержанта кавалерии до митрофорного протоиерея
«Беззаветная отдача сил исполнению пастырских обязанностей, проникновенное и благоговейное отправление богослужений, красноречивые и доходчивые душеспасительные проповеди – эти качества снискали любовь и Родился отец Владимир в благочестивой верующей семье. Уже в три года научился читать, и его первыми книгами для чтения были Библия и книги религиозного содержания. Еще в раннем детстве он почувствовал тягу к храму, церковным службам. В возрасте 12 лет по своей инициативе испросил разрешения у настоятеля церкви в г. Архангельске прислуживать во время богослужений. Позднее, работая художником в г. Ленинграде, он в выходные дни исполнял в храме обязанности иподиакона. Великая Отечественная война застала Владимира Жохова на действительной службе в рядах Красной Армии, недалеко от западной границы в кавалерийском полку. Любовь к лошадям, этим прекрасным благородным животным, батюшка пронес до конца своих дней. В августе 1941 г. недалеко от г. Львова во время боя сержант Жохов был контужен и ранен. 14 суток находился в бессознательном состоянии. Придя в себя уже в госпитале, стал горячо молиться об исцелении перед образом Ченстоховской иконы Божией Матери. Этот образок ему был подарен девушкой-полячкой перед самым началом войны. Тут же он дал обет Богу – по выздоровлении полностью посвятить свою жизнь служению Церкви Христовой. После демобилизации, еще не будучи священнослужителем, в январе-феврале 1945 г. Владимир Жохов состоял членом Поместного Собора Русской Православной Церкви. По возвращении на жительство в г. Архангельск он был рукоположен в сан диакона, а 4 ноября 1945 г. в день празднования Казанской иконы Божией Матери – во иерея. До 1961 г. отец Владимир служил в Архангельской епархии настоятелем храмов в Мурманске, Котласе, Красноборске, Сыктывкаре. Как молодого и деятельного священника, с хорошими организаторскими способностями, его направляли туда, где наиболее нужны были эти качества. В Мурманске ему довелось заново возрождать церковную жизнь после 22-летнего отсутствия храма. В Котласе при отце Владимире был приведен в порядок храм, открытый после долгого перерыва. Приход около Сыктывкара в селе Кочпон был единственный на всю Коми Республику. Отец Владимир содействовал открытию в Коми АССР еще одной церкви и двух молитвенных домов, и был назначен благочинным. В бытность свою настоятелем, он везде проявлял большое усердие и заботу о благоустройстве и украшении храмов. С 1961 г. и до выхода на пенсию в связи с заболеванием и сложной операцией о. Владимир служил в Свято-Троицком кафедральном соборе нашего города. Среди церковных и светских наград батюшки значатся: Орден Отечественной войны I степени, Орден святого равноапостольного князя Владимира III степени, Орден преподобного Сергия Радонежского III степени и восемь медалей. В послании Святейшего Патриарха Пимена Одесской духовной семинарии от 13 декабря 1975 г. есть мудрое наставление: «… без знания Библии и без усвоения ее духа пастырское душепопечение не может иметь силы. Поэтому чтение Библии и размышление над ней сделайте правилом совей жизни». Отец Владимир начал углубленное постоянное изучение Библии по потребности души еще задолго до принятия священного сана, и это навсегда стало основой его духовной жизни. Потом, будучи протоиереем, он в течение нескольких лет написал большой труд в форме дневника под названием «Библейские открытки», где в сжатом виде изложил свои размышления над каждой главой всей Библии, с краткими нравственными выводами, при ежедневном прочтении одной порядковой главы (всего 1361 глава). Вынужденный по состоянию здоровья уйти за штат, отец Владимир не терял связи с Матерью- Церковью, а в бессмертной Книге Жизни – святой Библии он находил, как и всегда, нетленную пищу для поддержания силы духа. Скончался отец Владимир Жохов в юбилейный год тысячелетия Крещения Руси 23 сентября 1988 года на 72 году жизни. Последними словами батюшки, по свидетельству его сестры Нины Платоновны Жоховой, находящейся в момент кончины рядом с ним, были: «Все мы – строительный материал в руках Господа». Анатолий Владимирович Жохов * * *
Воспоминание
Протоиерей Иоанн Патласов * * * «Личность Жохова и его деятельность привлекали людей в храм, где он служил. По воспоминаниям сыктывкарцев, Жохов был человеком весьма образованным, собрал большую библиотеку и всегда находился в центре культурной жизни города. Вечерами он импровизировал на лютне и исполнял в домашнем кругу на память многие арии из опер. В доме Жохова собирались солисты музыкально-драматического театра, художники. Как боевой офицер он на равных общался с представителями светской власти. В 1960 г. Рочев добился лишения Жохова регистрации в Сыктывкаре. Около года Жохов ездил с женой и детьми по всей стране в поисках места службы, но везде получал отказ. На Новодевичьем кладбище в Москве Жохов встретил Председателя Президиума Верховного Совета К. Е. Ворошилова, который сказал, что в его стране нет «бродячих» священников и дал ему бумагу: «Священника Жохова принять в любой приход страны». В 1961 г. с этой бумагой он был принят архиепископом Сергием (Лариным) в Пермскую епархию в клир Троицкого кафедрального собора г. Перми. С 1975 г. исполнял обязанности ключаря собора. В 1978 г. по болезни вышел за штат , но в воскресные и праздничные дни помогал соборному причту за богослужением. По свидетельству современников, Жохов был хорошим проповедником. В 1978 г. к конкурсу на лучший проект храма-памятника Победы на Поклонной горе в Москве представил свой чертеж, высоко оцененный комиссией. Отпевание Жохова состоялось в Троицком кафедральном соборе Перми. Погребен на кладбище с. Усть-Качка Пермской области (Пермский край)». Из книги «Православная энциклопедия» * * *
Отрывок из дневниковых записей протоиерея Владимира Жохова (публикуется впервые) 1 мая 1966 г. Воскресение (о расслабленном).
БЫТИЕ гл. 22, ст.1-14. «Бог искушал Авраама» (Быт.22,1). Слово «искушал» приведено здесь в значении «экзаменовал», испытывал Авраама, т. к. Бог «не искушает никого» (Иак.1,13). Некоторые слова, в том числе и современные (например «реакция») выражают несколько понятий. Слово «искушение» чаще всего означает греховный соблазн, в данном же случае мы видим высший подвиг веры. «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: «в Исааке наречется тебе семя» (Быт.21,12). Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» (Евр.11,17-19). Господь не требует от тебя непосильных жертв, но взирая на жертвоприношение Авраама, самоотверженно неси свой крест. Не щади для Бога даже самого дорогого и единственного – жизни своей, чтобы сберечь ее для вечности! (сравни Мр.8,34-35). Рядовые чтения: на утрени Лк.24,1-12, на Литургии Деян.9,32-42, Иоан.5,1-15. В соборе сегодня была только одна ранняя Литургия, которую совершал митрофорный протоиерей Николай Логинов в сослужении игумена Иоанна (Чувызгалова) и священника Иоанна (Сексяева). Я был помогающим за Литургией и выходил вместе с причтом на молебен. Наш Архипастырь совершал Литургию в своей домашней церкви. В 18 часов вечерня с утреней и акафистом Воскресению Христову совершались архиерейским служением.
2 мая 1966 г. Понедельник.
БЫТИЕ гл.23, ст.1-20. После кончины Сарры Авраам похоронил ее «в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской» (Быт.23,19). До сего времени «обитал он на земле обетованной; как на чужой» (Евр.11,9), но теперь приобрел Авраам в постоянное владение поле Ефроново с пещерой, на той обетованной земле, которая была предназначена Богом в наследие потомству Авраама, Исаака и Иакова (Быт.15,18. Исход 33,1). «Вера побудила Авраама купить погребальное место в знак того, что земля, которая не была его собственностью в жизни, будет его собственностью по смерти, то есть будет принадлежать его потомству. Промысл открывает в сем происшествии еще высшую истину, что обетования отца верующих только начинаются в настоящей жизни, но вернее и полнее усваиваются по смерти» (Митрополит Филарет). «…Странники мы пред Тобою и пришельцы, как и все отцы наши; как тень дни наши на земле и нет ничего прочного (1-Паралип.29,15). «Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Пс.118,19). Наша обетованная земля – небесный Ханаан. Заблаговременно подумай о переселении туда. Живя на земле, «… приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах» (Лк.12,33), как «доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тим.6,19). Рядовые чтения: Деян.10,1-16, Иоан.6,55-69. С этого дня у меня начинается требная неделя. Ежедневно, около 9 час. утра кроме больших праздников), через регистратора за прилавком свечного ящика в соборе, очередному священнику вручаются квитанции с адресами вызовов к тяжело больным. Ужинал я сегодня у Архиепископа Леонида. Домой вернулся в 11 час. вечера.
3 мая 1966 г. Вторник.
БЫТИЕ гл.24, ст.1-67. Предсказание о рождении Исаака, благословение в нем всех народов, жертвенная покорность отцу и многое другое позволяют усматривать в личности Исаака прообраз Господа нашего Иисуса Христа. Бракосочетание же Исаака с Ревеккой указывает на обручение Христа с Церковью. Слуга Авраама, посланный за невестой для Исаака, олицетворяет собою Божиих послов – Пророков и Апостолов, возвещающих тебе волю Господа, зовущих душу твою, как невесту Христову к сочетанию со Христом. «…Как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой» (Исаии.62,5). «И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Осии.2,20). «…Я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор.11,2), говорит апостол Павел, обращаясь к верующим. В Священном Писании любовь между Богом и душой человека часто изображается на символическом языке любви земной. «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь: люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее – стрелы огненные; она – пламень весьма сильный» (Песни Песней 8,6). Разве не волнует твою душу этот голос Премудрости Божественной? Отзовись на зов Любви! Рядовые чтения: Деян.10,21-33, Иоан.7,1-13. Сегодня я совершал требоисправления на домах по приглашению прихожан. Наш Анатолий гостит и ночует сегодня дома.
4 мая 1966 г. Среда.
БЫТИЕ гл.25, ст.1-34. В семье Авраама Исаак, рожденный Саррою, был особенным избранником Божиим. «…Так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они еще не родились, и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: «больший будет в порабощении у меньшего» (Быт.25,29), как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Малахии 1,2-3). Слово «ВОЗНЕНАВИДЕЛ» относится не к Исаву, а к народу Идумейскому, который происходил от Исава и делал много зла Богоизбранному народу Израильскому, родоначальником которого был Иаков. За это и ПРОГНЕВАЛСЯ на них Господь, предав Идумею опустошению. По смыслу ВСЕГО Божественного учения, чувство ненависти может возникать в сердце только по отношению ко грехам, которыми бывают одержимы иногда даже самые любимые нами люди. И если исправление невозможно, то нужно решительно разрывать узы общения с таковыми. Наблюдай, чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства» (Евр.12,16). Относясь с подчеркнутым пренебрежением к своему первородству (Быт.25,32), Исав показал этим свое недостоинство быть первенцем, на которого распространялись особые благословения и привилегии, а потому и лишился через чревоугодие чести своего первородства (первенства). Помни обетования Божии! Полюби воздержание и ради малого не пренебрегай великим. «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф.19,30). Рядовые чтения: Деян.14,6-18. Иоан.7,14-30. Сегодня я ходил по адресам с требами. Вечером, за богослужением я принимал участие в чтении акафиста св. Николаю.
5 мая 1966 г. Четверг.
БЫТИЕ гл.26, ст.1-35. Среди различных жизненных испытаний Господь чудесно хранил, укреплял и утешал праотца нашего Исаака, повторяя ему обетования, данные Аврааму: «Умножу потомство твое, как звезды небесные; и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные, за то, что Авраам, отец твой, послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Быт.26,4-5). Божие благословение простирается на всех истинно верующих людей, как духовных потомков Авраама, Исаака и Иакова. Промысл Божий хранит праведников. Если ты, также слушая и читая Слово Божие, соблюдаешь повеления Господни и к Всевышнему прибегаешь в дни скорби, то «не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему. Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на все путях твоих» (Пс.90,10-11). «Да будет имя Господне благословенно отныне и во век. От восхода солнца до запада, да будет прославляемо имя Господне» (Псалом 112,2-3). Рядовые чтения: Деян.10,34-43, Иоан.8,12-20. С утра я совершал требы на домах по приглашению верующих. Завтра память св. Великомученика и победоносца Георгия – престольный праздник в левом, Георгиевском пределе нашего собора. Всенощное бдение совершалось архиерейским служением.
6 мая 1966 г. Пятница.
БЫТИЕ гл.27, ст.1-46. Характер к поведение старшего сына Иcава не нравилось родителям его, т. к. он легкомысленно пренебрег своим первородством (Быт.26,34), взял в жены двух язычниц, которые «были в тягость Исааку и Ревекке» (Быт.26,35). По предопределению Божию Исав не мог быть во главе народа Богоизбранного, но Исаак, будучи в летах преклонных, хотел по обычаю преподать первое отцовское благословение первенцу своему Исаву. Смелая и находчивая Ревекка неожиданно вынудила Иакова хитростью опередить своего брата. Иаков возражал и вежливо заметил матери, что таким поступком можно навлечь на себя проклятие, а не благословение (Быт.27,12). Ревекка же, уверенная в том, что предпочтение следует отдавать достойнейшему, но справедливости, а не по старшинству, вспоминая данное ей предсказание, что «Больший будет служить меньшему» (Быт.25,23), зная, что в силу безграничной любви к ней Исаак и Исав не скажут ей за это дело даже обидного слова, она заставила Иакова подчиниться. Уступая материнской настойчивости, Иаков повиновался и первым получил от отца благословение с вдохновенными пророческими благопожеланиями... Когда хитрость раскрылась, Исаак сильно смутился, но видя в странном поступке Ревекки действие воли Божией, ни мало не прогневался, а наоборот, заступился за Иакова: «…я благословил его? Он и будет благословен» (Быт.27,33). «Ибо Господь избрал Себе Иакова, Израиля в собственность Свою» (Псалом 134,4). Рядовые чтения: Деян. 10,44-11,10. Иоан. 8,21-30. Сегодня, по случаю престольного праздника в Георгиевском приделе собора, поздняя Литургия совершалась архиерейским служением. Я был в числе сослужащих. Наш сын воин Анатолий сегодня именинник. (в).
Подготовила Ольга Троицкая Комментарии
|
||